"Все возвращается на круги своя..." - это одна из самых сокровенных мыслей, высказанных еще в Библии. Причем эта мысль верна не только по отношению к судьбе большого или малого народа, но и применительно к жизни отдельного человека. Так или иначе, он придет к тому, с чего начинал свой путь на земле.
В этой истории мы расскажем о судьбе Ференца Листа, великого пианиста и композитора XIX века.
Уже в юношеские годы он проявил гениальные способности. Где бы Лист ни выступал с концертами: в Австро-Венгрии, на родине, в Италии, Англии, Франции - всюду ему рукоплещут, с замиранием сердца слушают его вдохновенную игру на фортепиано, похожую то на бурную, грозящую смести все на своем пути стихию, то на тихую, скорбную молитву... Но несмотря на столь горячий прием, молодой виртуоз часто пребывает в унынии: ведь тем, кто рукоплещет, невдомек, что он еле-еле сводит концы с концами. За гениальную игру ему платят гроши.
Когда Ференц поселился в Париже, фортуна поворачивается к нему лицом: ему предлагают учить музыке дочь министра французского правительства, сиятельного графа Сен-Крика. И вот в назначенный день юноша приходит в роскошный особняк знатного сановника. Но не множество лакеев в ливреях, не богатое убранство дома поражает воображение Ференца, а юная графиня Каролина Сен-Крик, которой он должен давать уроки музыки.
Стоит ли говорить, что между ними в самом скором времени возникают отношения, куда более трепетные, чем дружба учителя с ученицей. Ференц и Каролина обмениваются кольцами, что в ту эпоху было признанием в любви.
Между тем сиятельный папаша Каролины во всю подыскивает для своей дочери достойную пару, соответствующую ее положению в обществе. И находит: в женихи он прочит ей графа де Артиго, богатого землевладельца. Тот всем хорош, только намного старше невесты, непомерно толст и к тому же пьяница. Возможно, граф Сен-Крик еще повременил бы со свадьбой дочери, но до него доходит слух о романе Каролины с учителем музыки! Граф принимает жестокое решение - он приказывает дочери немедленно покинуть Париж. А когда ни о чем не подозревавший Ференц является на очередное занятие, титулованный министр надменно заявляет, что он не допустит неравного брака и что господин Лист может считать себя свободным от всех обязательств.
Не станем домысливать, с какими чувствами воспринял молодой музыкант это известие. Обратимся лучше к фактам. Почти два года после этого Лист нигде не выступает, ведет затворническую жизнь. Однажды он даже предпринимает попытку уйти в монастырь и стать монахом.
Но молодость и страстная любовь к музыке возьмут свое.
Преодолев тяжелый душевный кризис, Ференц вновь потрясает людей своей феноменальной игрой. Его даже назовут "Паганини фортепьяно". Самые знаменитые люди того времени ищут с ним дружбы. Не обходят вниманием и женщины, причем, как правило, представительницы высшего света. В отличие от кичливого Сен-Крика, они понимают, что главное в человеке не его происхождение и богатство, а ум, талант, обаяние. Одна из поклонниц, графиня де Агу, ради Листа идет, как говорится, на все: оставляет мужа и вместе с музыкантом уезжает в Швейцарию, где становится его гражданской женой и матерью его детей. Их роману не был сужден долгий век. Исчерпав запас своих чувств, они по обоюдному желанию расстались.
Лист одинок, колесит с концертами по Европе, не раз выступает в России. Зимой 1847 года он с большим успехом гастролировал в Киеве. В антракте одного из концертов, как повествует его биограф, импресарио сообщил пианисту приятную и одновременно интригующую новость о том, что неизвестная дама заплатила за входной билет немыслимо высокую цену - сто золотых рублей! "Маэстро, давайте поблагодарим ее за это". - "Давайте, - согласился Лист, - но как ее зовут?"
Даму звали...Каролиной! Нетрудно представить волну смятенных чувств, захлестнувшую душу впечатлительного, как все артисты, Ференца. Каролина? Неужели та самая?.. Словом, почти как у Пушкина в романе "Евгений Онегин":
Ужели, - думает Евгений, -
Ужель она? Но точно... Нет...
Дамой, заплатившей сто золотых за возможность послушать Листа, оказалась российская княгиня Каролина Витгенштейн. Несмотря на немецкую фамилию, она была женщиной славянских кровей: отец - Ивановский, мать - Потоцкая. И хотя это была не та Каролина, Листом овладевают почти те же чувства, что и в юности. Княгиня молода, умна, красива и сказочно богата. Последнее обстоятельство не произведет на Ференца большого впечатления, поскольку к тому времени он был сам уже достаточно богат. Что касается Каролины Витгенштейн, то она со всей прямотой признается Листу, что боготворит его как гения, готова посвятить ему свою жизнь и, если он захочет, станет его женой.
Листа не надо было уговаривать! Хотя ему не исполнилось еще и сорока лет, он уже устал от беспрестанных гастролей, ему хотелось иметь дом, покой и возможность самому писать музыку. Но, как и в случае с Каролиной Сен-Крик, его любовь вновь подвергается тяжелейшим испытаниям. Князь Витгенштейн не дает Каролине развода. Собственно, ему нужна не она, а ее богатство, за счет которого он ведет разгульный образ жизни. Все обращения Каролины к российским властям разрешить развод не дают результата: император Николай I благоволит к Витгенштейну. Но и молодая княгиня не из тех, кто легко сдается. Взяв свою дочь, она зимней вьюжной ночью совершает побег через границу. За это русский царь лишает ее княжеского титула и всех имущественных прав.
Ференц и Каролина поселяются в Веймаре. Она, как и обещала, служит Листу верой и правдой. Наполняет дом уютом, оберегает композитора от непрошеных гостей, следит за его питанием и не устает восхищаться его талантом. Но годы идут, а они по-прежнему живут в гражданском браке. Ревностного католика Листа это тяготит. Каролина делает, что может, чтобы положить конец двусмысленности. Ей удается доказать, что ее, несовершеннолетнюю, родители силой выдали замуж за Витгенштейна. Новый российский император Александр II дает согласие на развод. Но требуется еще разрешение папы римского! Он тоже разрешает развод. Настает день, когда счастливые Ференц и Каролина могут в подвенечных одеяниях войти в храм и получить благословение на законный брак. Так нет же! В последний момент является секретарь кардинала, находит какую-то неточность в брачных документах, и венчание отменяется!
Вновь Каролина и Ференц находятся в состоянии тягостной неопределенности. Великим музыкантом овладевает мысль уйти от мирской жизни, поселиться в Ватикане и писать духовную музыку. Но вот из России приходит весть о кончине князя Витгенштейна. Теперь Листу не нужно разрешение на брак ни от царя, ни от папы римского. Каролине возвращают ее богатство. Что же делает Лист? А то, что станет полной неожиданностью для его друзей и останется загадкой для биографов великого пианиста: в зените своей славы Лист постригается в монахи и укрывается от всего мира в одном из монастырей Италии.
Так замкнется круг жизни композитора: он сделает то, что пытался еще в юности, когда его разлучили с Каролиной Сен-Крик...
А вот эпилог этой истории. В завещании Лист напишет: "Всем, что я сделал за последние двенадцать лет, я обязан женщине, которую я страждал назвать супругой, однако мешали зло и мерзкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой женщины - Каролина Витгенштейн. Она - источник всех моих радостей и целительница моих страданий".
Но было бы несправедливо утаить от читателя одну деталь завещания. Выражая свою предсмертную волю, Лист попросит своих наследников переслать его "кольцо с талисманом Каролине де Артиго, урожденной графине Сен-Крик"...