Уже в начале двадцатого века, когда шло бурное развитие железных дорог, стало ясно: поездам в пути, особенно там, где нет населенных пунктов, на организованную помощь в случае пожара рассчитывать не приходится. Стальным магистралям нужны специальные пожарные поезда. Они появились в 1921 году в Москве, Бологом, Вологде, Смоленске, Курске, Самаре и Екатеринбурге.
Современный пожарный поезд имеет на вооружении две стационарные и одну переносную мотопомпы, переносную элек-тростанцию, до полутора километров пожарных рукавов, от 5 до 10 тонн пенообразователя и 100-150 кубометров воды. В боевые расчеты большинства пожарных поездов входят звенья газодымозащитной службы. Они оснащены аппаратами сжатого воздуха, позволяющими тушить пожары и проводить аварийно-спасательные работы в зоне, не пригодной для дыхания.