Немного истории

   
   

Мысль о том, что нашу планету в далеком прошлом посещали представители высокоразвитой космической цивилизации, не нова. Еще в XVII-XVIII веках ею увлекались многие выдающиеся умы - ученые и философы.

В 1686 году был опубликован трактат Бернара Фонтенеля "Беседы о множественности миров", в котором автор убеждал читателя в том, что космос населен разумными существами. Книга имела необыкновенную популярность и в 1740 году была переведена на русский язык Антиохом Кантемиром.

Несмотря на смелость мысли, дальше утверждения, что мы не одни во Вселенной, Фонтенель не пошел. Для него было совершенно очевидно, что появление пришельцев с других планет в земной истории не зафиксировано.

Впервые такое утверждение прозвучало со страниц романа "Иной свет, или Государства и империи Луны" (1657 г.), принадлежащего перу Сирано де Бержерака. Читать его сегодня, пожалуй, интереснее, чем тогда. В романе рассказывается о бесконечности Вселенной, корпускулах света, многоступенчатом ракетном двигателе и даже о психотерапии.

Но нас сейчас больше интересуют те места в повествовании, где житель Солнца рассказывает о посещениях Земли: "Вы, несомненно, слышали о нас, ведь это нас называли оракулами, нимфами, духами, феями, вампирами, гномами, наядами, инкубами, привидениями, тенями и призраками..."

Космические гости внушали идеи Сократу, общались с Кампанеллой и доктором Фаустом, но разочарованные невежеством людей, в конце концов, покинули Землю.

Будь все это высказано в научном труде, это можно было бы назвать первой гипотезой о пришельцах. Увы, жанр утопического романа превратил догадки Сирано лишь в любопытную игру фантазии.

После этого об идее космических пришельцев забыли и вернулись к ней только в середине XIX века, правда, опять в литературном произведении.

В романе Жюля Верна "Вокруг Луны" герои Барбикен и Николь рассуждают о том, что лунная цивилизация наверняка превзошла в техническом развитии земную и улететь с Луны проще, чем с Земли, - ведь сила тяжести на ее поверхности меньше. В ответ на это Мишель Ардан спрашивает: "Тогда почему они не запустили лунного снаряда на Землю?" "А кто тебе сказал, что они этого не сделали?" - парирует Барбикен. Мишель изумлен: "Когда же?" - "Да, может быть, за тысячи лет до нашего появления на Земле". - "А снаряд? Где же их снаряд? Покажи!" "Милый друг, - отвечает Барбикен. - Пять шестых поверхности земного шара покрыты водой. Отсюда пять шансов из шести, что если такой снаряд и был пущен с Луны, то он погребен теперь на дне Атлантического или Тихого океана; а может быть, попал в какую-нибудь пропасть в те времена, когда земная кора еще не успела окончательно затвердеть".

Такова была версия Жюля Верна - выдающегося фантаста, предугадавшего множество технических достижений будущего.

Первой попыткой научного подхода к проблеме можно считать публикацию в журнале "Вестник знания" за 1930 год. Поводом для нее стало письмо читателя, назвавшегося "подписчиком N 41912". "Поскольку во Вселенной, без сомнения, есть и более развитые культуры, нежели земная, - рассуждал он, - то почему Землю до сих пор не посетили жители других миров?" Сам он это объяснял тем, что межпланетные сообщения в принципе невозможны.

Редакция попросила прокомментировать это письмо ученых, среди которых был К.Э. Циолковский. "В нашем распоряжении только факт непосещения Земли в течение нескольких тысяч лет сознательной жизни человечества. Но есть прошедшие и будущие времена" - вот смысл его отклика.

На проблему обитаемости миров Циолковский смотрел крайне оптимистично. Он сформулировал 8 научных принципов, которые могут служить исходными ориентирами при освоении космического пространства на протяжении многих будущих веков и тысячелетий. Ученый считал, что:

1. Нельзя отрицать единство или некоторое однообразие в строении и образовании Вселенной: единство материи, света, тяжести жизни и т. д.

2. Нельзя отрицать общее постоянство Вселенной, потому что вместо погасших солнц возникают новые.

3. Нельзя отрицать, что число планет бесконечно, потому что бесконечно время и пространство; где же есть они, там должна быть и материя.

4. Нельзя отрицать, что часть планет находится в условиях, благоприятных для развития жизни. Число таких бесконечно, потому что часть бесконечности тоже бесконечность.

5. Нельзя отрицать, что на некоторых планетах животная жизнь достигает высшего развития, превосходящего человеческое, что она опережает развитие жизни на остальных планетах.

6. Нельзя отрицать, что эта высшая органическая жизнь достигает великого научного и технического могущества, которое позволяет населению распространяться не только в своей солнечной системе, но и в соседних звездных системах.

7. Нельзя отрицать, что высшая жизнь распространяется в громадном большинстве случаев путем размножения и расселения, а не путем самозарождения, как на Земле, - потому что это избавляет от проволочки и мук постепенного развития, потому что разум сознательных существ понимает выгоду этого способа заселения космоса. Так, Земля заселяется не преобразованием волков или обезьян в человека, а размножением самого человека. Мы получаем овощи и фрукты не развитием бактерий, а от готовых совершенных растений.

8. Нельзя, таким образом, отрицать, что Вселенная заполнена высшею сознательною и совершенной жизнью.

К сожалению, дискуссия не переросла в научное обсуждение и вскоре забылась. Вновь об этой теме вспомнили в 1947 году, когда во всем мире вспыхнул интерес к НЛО (неопознанным летающим объектам), в которых сразу же заподозрили космические аппараты инопланетян. Это заставило исследователей начать поиски древних следов пришельцев.

Смотрите также: