На букву М, часть 2

   
   

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940)

Всеволод Мейерхольд - один из самых ярких режиссеров начала XX века. Ученик В.И. Немировича-Данченко, он четыре года был актером в Художественном театре, сыграл почти все ведущие роли в спектаклях этого театра. В 1902 году Мейерхольд отправляется в провинцию (Херсон, Тифлис, Николаев), где начинает свою карьеру режиссера. Революционные настроения находят отражение в постановках Мейерхольда. В феврале 1917 года принявший революцию режиссер ставит на сцене уже не императорского Александринского театра "Маскарад" М.Ю. Лермонтова, поразивший зрителей новаторскими решениями.

Всеволод Эмильевич был кумиром театралов, яркой творческой личностью. В начале 1920-х годов он организовал театр, который получил его имя. На сцене этого театра Мейерхольд, используя приемы русского балагана, поставил "Лес" А.Н. Островского, фантасмагорического, ни на что не похожего "Ревизора", в которого он хотел вместить всего Гоголя. В Москве бешеной популярностью пользовались комедии В.В. Маяковского "Клоп" и "Баня" в постановке Мейерхольдовского театра.

К сожалению, трагическая история XX века не пощадила этого талантливого человека, как и многих других. В разгар сталинских репрессий, в 1939 году, Всеволод Мейерхольд был арестован и трагически погиб в тюрьме.

Мизансцена

Так называют расположение актеров на сценической площадке. Ее обычно описывает автор пьесы. Вот например, знаменитая немая сцена из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор": "Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и закинутой назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движением всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям..." И так далее - всего 22 строчки!

Это и есть мизансцена. Совсем необязательно, чтобы актеры стояли неподвижно. Мизансцена может быть, например, такой: мальчик играет в мяч, или по-летнему одетые дамы прогуливаются под зонтиками и т. д.

Мим

Наверное, при этом слове перед глазами сразу возникает образ "Ассисяя" в исполнении Вячеслава Полунина из ансамбля "Лицедеи"? А еще Марселя Марсо, Чарли Чаплина... Эти великие актеры владели искусством говорить без слов, то есть пантомимы (в переводе с древнегреческого - всему подражающий). Главными средствами создания художественного образа становятся пластика, мимика и жесты актера.

Пантомима родилась в Древней Греции и Риме и достигла там невероятных высот. Об этом говорит такой случай. Однажды во времена правления императора Нерона, в Рим, как бы сейчас сказали, "с официальным визитом" прибыл армянский царь Тиридат. Его принимали с большими почестями, показали все достопримечательности древней столицы, побывал он и на спектакле римского театра.

Когда Тиридат собрался возвращаться на родину, Нерон предложил ему выбрать любой подарок. Армянский царь попросил подарить ему... актера, игру которого он видел в театре. Не понимая его речи, царь понял все, что артист выражал мимикой, жестами и знаками. Практичный Тиридат объяснил, что его страну населяют народы, говорящие на разных языках и, используя такого искусного актера, можно сэкономить на переводчиках.

Мистерия

Мистериями у древних греков и римлян назывались тайные религиозные церемонии, обряды, к участию в которых допускались только особые люди, избранные. В средние века в Западной Европе (особенно в XIV-XV веках в Северной Франции, Фландрии, Англии) это были религиозные драмы, сначала разыгрывавшиеся в храмах как часть католических служб. Но постепенно библейский текст дополнялся, "расцвечивался" вставками из легенд, фарсами, шутками, и мистерии стали массовым зрелищем, представлением, показывавшимися на городских площадях.

В России мистерии обязательно присутствовали в репертуаре публичных театров. Вот типичная мистерия - "О покаянии грешного человека" митрополита Дмитрия Ростовского (1651-1709).

Мрачный, одетый в черную одежду, всю исписанную названиями его грехов, появляется Грешник. Навстречу ему выходит Совесть в белом платье с цветами. Она протягивает зеркало, в котором Грешник видит свои грехи. Совесть предстает перед ним повсюду, так что ему некуда податься, и он впадает в отчаянье. Тогда появляется Ангел-хранитель, Грешник бросается к нему, моля о прощении. Но Ангел отвергает его мольбы, а на сцену выбегают черти и тащат Грешника в ад.

Но тут Праведник с мечом изгоняет нечисть и направляет Грешника на путь истинный. Грешник снова на коленях молит Ангела о прощении, и на этот раз получает его. Грех один за другим спадает с Грешника, и одежда его становится белоснежной. Вверху на облаках проплывает Надежда. Из ада доносятся стоны грешников, но их заглушает пение ангелов.

Мольер Жан Батист (1622-1673)

Великий французский комедиограф XVII века. Настоящая фамилия Мольера - Поклен. Как и Шекспир, он был не только драматургом, но и актером, а также создал свой театр, свою труппу актеров. Вместе с ней он колесил по дорогам Франции, терпел нужду и лишения. Но был и успех, большой успех у простого народа. В наиболее известных комедиях Мольера - "Тартюф, или Обманщик", "Мещанин во дворянстве" - высмеивались бездуховность, глупость, ложная набожность, напускное благочестие. Все то, что процветало во французском обществе времен абсолютной монархии "короля-солнца" Людовика XIV.

Мольеру доводилось давать спектакли и в бедных деревушках, и в королевских покоях. И везде он не боялся говорить правду.

Комедии Мольера необычайно смешные, остроумные, в них смышленые и веселые слуги всегда одерживают верх над бездушными глупцами и мнимыми святошами. Это не могло не нравиться народу, было близко ему. Недаром Лев Толстой писал: "Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник".

Москвин Иван Михайлович (1874-1946)

   
   

Выдающийся русский актер. Начал играть в 1896 году в провинции, учился в Филармоническом училище, где преподавал В.И. Немирович-Данченко. Режиссер не забыл своего талантливого ученика и, как только был организован Художественный театр, пригласил его.

Художественный театр открывался постановкой пьесы А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", и главную роль, царя Федора, Немирович-Данченко доверил Москвину. Этот дебют сразу принес актеру славу, предрешившую его успешную, без особых падений и неудач, карьеру.

Москвин играл настолько убедительно, что вызывал мгновенный и неослабевающий интерес зрителей к своим героям. По свидетельству критиков, наблюдая за ними, невольно удивляешься: "Вот какие люди бывают на свете!" Москвин прекрасно умел выполнять так называемые "физические задачи" на сцене, то есть манипулировать различными бытовыми предметами так, чтобы они тоже участвовали в действии, раскрывали образ. Москвин как бы вкладывал в них частицу своей жизни. Грамота в руках царя Федора дрожала так, как она может трепетать только в руках запуганного и затравленного человека; револьвер, который подносил к своему виску Федя Протасов ("Живой труп" Л.Н. Толстого), становился грозным предвестником смерти.

Москвин сыграл множество ролей. Помимо названных, он блистал в образах Луки ("На дне" М. Горького), Загорецкого ("Горе от ума" А.С. Грибоедова), Снегирева ("Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского) и др.

Мочалов Павел Степанович (1800-1848)

Великий русский актер, трагик. Родился в театральной семье, где все четверо детей стали актерами. После первого удачного дебюта был принят на императорскую (государственную, а не частную) сцену Малого театра. Сразу же в нем отметили "необыкновенный талант, бездну огня и чувства". А когда Мочалов-дебютант впервые выбежал на сцену, его голос, по воспоминаниям современников, "как электрическая искра, поразил всех" и "невольно раздались аплодисменты". Юного актера закружил успех, соперников на русской сцене у него не было. Ему посвящали стихи:

Толпа, как зверь голодный, выла,

То проклинала, то любила...

Всесильно властвовал над ней

Могучий, грозный чародей...

Ему мы верили: одним с ним жили чувством дети века,

И было нам за человека, за человека страшно с ним!

(Аполлон Григорьев, критик, поэт).

А Белинский, главный почитатель таланта Мочалова, признавался, что у не хватит дара, что он слишком ничтожен, чтобы достойно описать игру "сего необыкновенного гения, великого артиста". Достоевский увидел игру Мочалова в "Разбойниках" Шиллера в десятилетнем возрасте и запомнил на всю жизнь. Мочалова-Гамлета Белинский смотрел девять раз, а что творилось в зале! Безумие, слезы, общий восторг... Мочалов, человек мощный, умный, гордый, никогда не лгал, не приспосабливался к властям. Он был несчастлив и одинок в семье, подвержен известной слабости русских талантов. Но он был истинным властелином людских сердец и гениальным артистом.

Играл Мочалов и Отелло, и короля Лира. Увидев его уходящим со сцены в роли Лира, молодой актер Садовский, по его словам, "обмер и сел на скамейку", забыв о том, что ему тоже нужно идти за кулисы. Настолько страшен был лик актера - безумного и несчастного Лира...

Умер Мочалов в 48 лет, простудившись ранней весной. Хоронили его тысячи людей, а студенты и профессора Московского университета прекратили занятия и вышли на улицу, обнажив головы...

Мюзикл

Мюзикл как жанр возник в конце XIX - начале XX века в Соединенных Штатах Америки и сразу стал чрезвычайно популярным. Многие путают мюзикл с опереттой, но между ними большая разница. Если в оперетте музыкальные арии просто вставлены в действие и не играют в его развитии никакой роли, то пение в мюзикле - неотъемлемая часть сюжета. Если убрать хоть один музыкальный номер, то сюжет нарушится, зритель не поймет, что происходит. Это все равно что продолжать читать незнакомую книгу, перевернув несколько страниц.

Яркие афиши и растяжки, появившиеся на улицах наших городов несколько лет назад и зазывающие зрителей на модные мюзиклы, наводят на мысль, что этот жанр в России - что-то новое. Однако театралы знают, что таких спектаклей в нашей стране было поставлено немало. Среди них очень популярные детские мюзиклы: "Мой брат играет на кларнете" композитора Оскара Фельцмана, "Приключения Тома Сойера" Сергея Баневича, "Старик Хоттабыч" и "Трубадур и его друзья" Геннадия Гладкова.

Сейчас мюзикл действительно переживает свое второе рождение. На сцены российских театров перекочевали западные мюзиклы: "Собор Парижской Богоматери", "Ромео и Джульетта", "Чикаго", "Кошки". Ставятся спектакли и по отечественным литературным классикам. В "Московской оперетте" шел прекрасный детский мюзикл "Сокровища капитана Флинта" по роману Р. Стивенсона "Остров сокровищ".

Смотрите также: