Примерное время чтения: 5 минут
79

B

Вахтангов Евгений Багратионович (1883-1922)

Если вы живете в Москве, то знаете, что на Старом Арбате находится старейший и знаменитейший театр - имени Вахтангова. Он возник в 1921 году на основе Студенческой театральной студии, организованной Е.Б. Вахтанговым в 1913-м и ставшей 3-й студией МХТ. После смерти режиссера, уже в 1926-м, театр получил его имя.

А тогда, в первые десятилетия нашего века... был такой спектакль "Принцесса Турандот" по сказке Карло Гоцци (премьера 27 февраля 1922 года), он на долгие годы стал символом театра: яркий, зрелищный, увлекательный, смешной и мудрый. Вахтангов поставил его в год своей смерти, уже неизлечимо больной, словно оставил нам на память этот сотворенный им праздник театра.

Имя Вахтангова - среди имен великих режиссеров ХХ столетия, хотя поставил он совсем немного и ушел, не дожив до сорока лет. Он любил в театре - Театр, был из породы людей, фанатично влюбленных в это искусство. Родился Евгений Багратионович в семье владельца табачной фабрики, учился в Московском университете на естественном и юридическом факультетах. Но одновременно выступал как актер-любитель. Еще в гимназии во Владикавказе он исполнял в любительских кружках не только мужские, но и женские роли, пел в хоре, был гримером, играл на рояле, мандолине, балалайке и даже распространял театральные билеты.

Против воли отца он избрал путь - Театр. После окончания учебы поступил в театральную школу, был принят на работу в МХТ (Московский Художественный театр). Опять же против воли родителя он и женился на девушке, увлеченной театром. В итоге - разрыв с семьей и полуголодное существование. Но взамен - увлечение Художественным театром, своя студия, атмосфера содружества, энтузиазма, всеобщего счастья... Всего несколько постановок - ярких, талантливых, оригинальных, и смертельная болезнь - рак. Он ставил "Турандот", уже зная, что дни его сочтены...

И тем не менее этот спектакль наполнял людей ощущением счастья, молодости, всепоглощающей влюбленности в театр. Он явился своеобразным творческим завещанием гениального режиссера, который умер спустя три месяца после премьеры, 29 мая 1922 года.

Водевиль

Водевиль - небольшая пьеса легкого комедийного характера с куплетами и танцами. В репертуаре русских театров появляется с начала XIX века, а возник во Франции в XVI веке. "Voix de ville" (городская песня) - так тогда называли исполнявшиеся на улицах сатирические куплеты, остроумные эпиграммы.

Многие французские писатели второй половины XVIII века сочиняли водевили. Эти пьесы обычно шли в театрах до или после основного спектакля. Задача водевиля - развлекать, веселить, смешить публику. Игривость и остроумие, непременные куплеты - вот его основные признаки. Часто именно этот легкомысленный жанр "делал погоду" в театре. Исполненный вечером на премьере куплет наутро часто становился "шлягером", его распевали повсюду. Куплеты были актуальны, писались "на злобу дня".

Словом, водевиль - это нечто лукавое, простенькое и неизменно занимательное. Вспомните музыкальные фильмы "Соломенная шляпка" или "Лев Гурыч Синичкин". Именно таким - с песенками, нестрашными злодеями, которые непременно будут наказаны, милыми барышнями, переодеваниями и торжеством добродетели и любви - предстает перед нами водевиль.

Волков Федор Григорьевич (1729-1763)

Ф.Г. Волкова называют "отцом русского театра", потому что он стоял у истоков первого профессионального театра в России. 30 августа 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны был учрежден "русский для представления трагедий и комедий публичный театр". Ему дали помещение в Петербурге на Васильевском острове. Директором был назначен известный драматург А.П. Сумароков, которого в 1761 году сменил Федор Волков. Он сам играл в своем театре в трагедиях Сумарокова. По словам современников, "темперамент у него был бешеный, а естественность и простота исполнения сочетались с героической манерой чтения стихов".

Ф.Г. Волков был родом из Костромы, рос в Ярославле, происходил из купеческой семьи. Воспитывался отчимом, купцом-заводчиком Ф.В. Полушкиным, владельцем серных купоросных заводов. Видя в Федоре своего наследника, отчим послал его учиться заводскому делу в Москву, а тот, исправно учась, влюбился... в театр! Через семь лет Волков вернулся в Ярославль и создал там публичный театр.

Сначала выступали в амбаре да по частным домам, а потом, окончательно забросив купеческое дело и многих своих рабочих сделав "комедиантами", Волков вложил собственные средства и построил театр. Несмотря на оглушительный успех постановок нового театра, денег становилось все меньше и меньше. Билеты стоили всего до пяти копеек, в городе у Федора Григорьевича было немало недоброжелателей из купеческой среды. И вот тогда, как в сказке, из Петербурга в Ярославль прискакал от императрицы человек с предписанием: "Волковых, которые содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут" привезти ко двору. Их звала Елизавета Петровна, как ее называли "веселая императрица", которой не хватало одного - русских актеров, русского театра. А его не было: повсюду играли иностранные труппы, пелись итальянские оперы, шли французские комедии... Так Федор Волков вместе со своими актерами оказался в Петербурге. Прекрасное образование, широта взглядов и любовь к своему делу помогли ему руководить труппой первого русского публичного театра.

Фонвизин сказал о нем: "Муж глубокого разума, наполненный достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно