Примерное время чтения: 5 минут
167

На букву П, часть 2

Первый русский театр

Первый русский театр появился в XVII веке. Возвращавшиеся из Парижа или Венеции русские купцы и промышленники рассказывали об уже утвердившемся за границей театре. Правящий тогда царь Алексей Михайлович (1629-1676) имел "врожденную любовь к художеству" и хоть издал в 1648 году грамоту, указывающую преследовать скоморохов, в 1672-м повелел открыть первый профессиональный театр. Царь отдал распоряжение найти и привезти в Россию "трубачей самых добрых" и "ученых, которые умели бы всякие комедии строить". Но такого "ученого" нашли... в Москве. Это был учитель из Немецкой слободы Иоганн Грегори, которому было поручено подготовить первый спектакль для нового театра на библейский сюжет об Эсфири и персидском царе Артаксерксе. Спектакль был с музыкой, танцами, пением.

Пока набиралась труппа артистов и шли репетиции, строилась "комедийная хоромина" - специально приспособленное для представлений здание в селе Преображенском под Москвой, в царской резиденции. Пол и стены внутри помещения обили войлоком от холода, отделали красным и зеленым сукном, под ноги положили ковры, установили орган. Зал освещался сальными свечами. Сцена была приподнята над уровнем пола и отделена от зала брусом с перилами и раздвижным занавесом на медных кольцах. Рампа была также из свечей, воткнутых в специальные подставки. Место царя было в кресле, выдвинутом вперед. Царица и царевны сидели за частой решеткой и через нее смотрели действо, оставаясь невидимыми для публики, расположившейся на скамьях ("полках"). Денег на декорации для нового театра не пожалели, костюмы для артистов сшили из персидского шелка и турецкого атласа.

Грегори набирал юношей-актеров в Немецкой слободе, поэтому спектакль шел на немецком языке. Действие перемежалось грубовато-комическими сценками сродни забавам Петрушки. Женские роли также исполнялись юношами. Постановка очень понравилась царю - "он проглядел целых десять часов подряд, не вставая с места". "Комедию об Эсфири, или Артаксерксово действо" повторяли и после. Исполнителей щедро наградили. Труппа из 60 человек стала пополняться обученными детьми русских мещан и мелких чиновников. Играть стали на русском языке. Так родился русский театр.

Новые постановки на библейские темы ("Комедия об Адаме и Еве", "Юдифь", "Давид и Голиаф") появлялись одна за другой. Но в 1676 году Алексей Михайлович умирает, а его сын Федор к театру равнодушен - боярин А. Матвеев, главный радетель театра, впал в немилость. Театр, действовавший три с половиной года, прекратил свое существование и возродился только в начале XVIII века, при Петре I.

Из-за границы начинают выписывать актеров, музыкантов, певцов, готовят их и в России. Спектакли ставятся уже перед более широкой публикой, а не только для избранных. Здания "комедийной хоромины" уже не было, поэтому спектакли играли в бывшем доме генерала Лефорта. Петр I прекрасно понимал, что театральные зрелища могут иметь громадное поучительное значение для народа, и приказал соорудить в Москве на Красной площади специальное здание для театра. В 1702 году в столицу прибыла странствующая немецкая труппа Иоганна Кунста, которая начала ставить спектакли в новой "комедийной хоромине". По указанию царя, все пьесы должны были ставиться на русском языке, чтобы "всякому понятно было". Они должны иметь не более трех действий, быть не слишком грустны, не слишком веселы и не слишком серьезны. В общем, золотая середина...

Петр сам регулярно посещал театр и громко выражал свое одобрение или порицание спектаклю. Ставились "Доктор принужденный" (пьеса Мольера "Доктор поневоле"), "Тюрьмовый заключенник", "Постоянный Попиниянус", "Честный изменник" и другие пьесы.

Кунст пробыл в Москве только год и умер в 1703 году. Тогда Петр задумал учить своих актеров и приказал некоему Фиршту обучать актерскому мастерству детей подьячих. Так образовалась первая театральная школа. Дети подьячих быстро усвоили комедийную хитрость и скоро стали разыгрывать пьесы своего сочинения, как, например, "О Тетере, Лизетином отце, винопрадавце" или "О Танвуртине, старом шляхтиче".

Придворный театр

Указом Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года был учрежден первый на Руси профессиональный театр, с постоянным репертуаром и своим помещением, в нем играли не любители, а профессионально обученные актеры и актрисы. Во главе первого театра был поставлен А.П. Сумароков, драматург, поэт, широко образованный человек. Здание театра находилось на Васильевском острове. Спектакли были платными. Играли трагедии Сумарокова, пьесы Мольера, Руссо. Публика в зале могла вести себя весьма развязно: смеялась нарочито громко и порой с презрением к "комедиантам" грызла орехи, яблоки, громко переговаривалась. Сумароков даже вынужден был однажды обратиться к залу с просьбой не мешать игре. Но постепенно русские зрители привыкали к тому, что у них есть свой театр...

А от Ф.Г. Волкова потянулась ниточка традиций русской актерской школы - от его ученика и друга И.А. Дмитриевского, от Якова Шумского, Петра Плавильщикова, Авдотьи Михайловой. Последняя была прекрасной актрисой. О ее темпераменте говорил суфлер в театре: "У, Господи, что за буря! Так и бросает в лихорадку..." При этом Авдотья была неграмотна и учила роли с голоса.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно