Акт
Акт - часть драматического произведения и, соответственно, театрального представления. Бывают одноактные пьесы, бывают пьесы в двух, трех, четырех и пяти актах. Больше пяти актов в драматическом произведении не бывает. В спектакле же, то есть в представлении пьесы на сцене, синоним слова "акт" - "действие". Между действиями объявляются антракты.
Амплуа
Это слово означает виды ролей в театре прошлых столетий. И у актеров, и у актрис были свои амплуа. Основные мужские - герой, трагик, комик, простак, резонер (действующее лицо, которое выражает мнение автора); женские - комическая старуха, инженю (молодая наивная девушка), травести (мальчик-подросток).
Постепенно понятие амплуа стало исчезать из театра. Режиссеры, драматурги и актеры стараются уйти от привычных штампов, расширять границы роли, делать ее более многогранной. Однако и сейчас про красивого актера могут сказать: "Он прирожденный герой-любовник", а хрупкие актрисы маленького роста порой чуть ли не до старости играют роли травести.
Амфитеатр
В буквальном переводе с греческого означает "вокруг места зрелища". На родине театра, в Древней Греции, это были места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов (представление шло внизу, на круглой сценической площадке). В древнеримской архитектуре - открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ (театральных представлений, гладиаторских боев, цирка), в котором места зрителей располагались уступами вокруг арены. Такие сооружения сохранились в Италии и по сей день. Сегодня это слово имеет прикладное, практическое применение. Если в театральном билете указано "амфитеатр", значит ваше место в зале, в рядах кресел сразу за партером.
Античный театр
Все европейское театральное искусство, с его драматургией, принципами актерского мастерства, основами оформления спектакля, родилось из античного театра. История его охватывает почти тысячу лет: VI в. до н.э. - IV в. н.э.
Сначала пьесы античного театра игрались во временных деревянных помещениях, затем афинское государство поручило частным лицам содержание и ремонт постоянного театра. Представление шло под открытым небом, при естественном освещении, помещения были огромны - театр в Афинах вмещал 7 тысяч зрителей, в Аркадии - 44 тысячи человек! Каменный театр в Афинах был достроен лишь в IV веке до н.э., а до этого скамьи из дерева для зрителей прикрепляли прямо к скалистым горным склонам. И по сей день существуют развалины древнегреческих театров разного времени. Они производят грандиозное впечатление своими масштабами, естественной акустикой, величественными пейзажами вокруг. Зрелище длилось от восхода до заката солнца.
Основная площадка для представления называлась орхестрой. Это круглая утрамбованная площадка диаметром в 24 метра, с двумя боковыми входами: через них входили зрители, а затем хор. Помещение для переодевания именовалось скеной, то есть палаткой, и было временным (см. Сцена). Сначала скену скрывали от зрителей, а затем ее стали располагать за орхестрой, и она теперь служила декорацией - фасадом здания или храма, на фоне которого происходило действие. События древнегреческого спектакля никогда не разворачивались внутри помещений. Скену обрамляла колоннада, которую называли проскением. Впоследствии скена вместе с проскением стали каменными постройками.
Актеры играли на орхестре перед проскением или на небольшом возвышении там же. Места для зрителей располагались вокруг площадки уступами, их разрезали проходы - как в современном цирке. Механических приспособлений было немного: выкатывались платформы на деревянных колесах, а если требовалось богам воспарить в небо, их в воздух поднимала машина типа подъемного крана.
Играли участники спектакля в масках - сказывалось наследие обрядовой драмы. Маска закрывала всю голову актера, а росписью давала представление о выражении лица, поле, возрасте и даже характере героя. При переменах душевного состояния актер менял маски. Таким образом, мимики у античных актеров не было вовсе. Зато большое значение придавалось декламации и выразительности жестов и движений. Поскольку в основе трагедий лежал мифологический сюжет, то и герои должны были быть очень крупными. Того же требовали и размеры "зала", поэтому актеры носили котурны (обувь с высокими ходулеподобными подошвами), высокий головной убор, а под костюм подкладывали подушки. Актерами могли быть только мужчины, профессия эта считалась очень почетной. Актерское сословие было свободным и не платило налогов.
Антракт
Антракт - в переводе с французского - "между актами". В старину антрактом называлась музыкальная пьеса, которую исполняли в промежутках между действиями театрального или оперно-балетного спектакля. В наши дни антрактом мы называем перерыв между актами (действиями) сценического представления или отделениями концерта. В антракте можно погулять по театру или пойти в буфет.
Аншлаг
Если перед началом спектакля у театра собираются люди и спрашивают у всех проходящих: "У вас нет лишнего билетика?" - значит постановка имеет успех, и театр ждет полный аншлаг.
Само это слово происходит от немецкого "афиша", "объявление". Так называли табличку с надписью: "Все билеты проданы", которую вешали у кассы театра.
Теперь вместо того чтобы сказать: "Зал был полон", мы восклицаем: "Полный аншлаг!"
Артист/актер
Это основная и самая древняя театральная профессия. С чего, а точнее, с кого начинался Его Величество Театр? С актеров. На Руси их называли скоморохами. В колпаках с бубенчиками они кочевали по городам и весям и давали нехитрые представления с песенками и прибаутками. А в Древней Греции актеры, став на котурны и меняя маски, разыгрывали высокие трагедии на огромных пространствах первых театров. Бывало, актеров преследовали власти и церковь, эту профессию объявляли "бесовской", а актерство - богопротивным промыслом. В Древнем Риме актеров за плохую игру могли сечь плетьми, а на Руси запрещенных скоморохов били кнутами и батогами. Актеров, случалось, отказывались отпевать в храме и хоронить на кладбищах вместе с людьми "нормальных" профессий. И все-таки вот уже столько столетий это самая притягательная и манящая из всех профессий!
Актерское мастерство - это, прежде всего, искусство создания образа героя на сцене. А это непросто. Можно выучить реплики персонажа, надеть его костюм, ходить и жестикулировать как он, и все же оставаться собой. Задача же актера на время работы над ролью стать другим человеком, полностью перевоплотиться в него, быть похожим не только внешне, но и внутренне. Для того чтобы научиться этому, нужно не только обладать талантом, но и много работать над собой, овладевать актерским мастерством, научиться пользоваться всеми инструментами, которые дала природа: телом, движением, голосом, речью, жестом, мимикой.
И тогда даже в самой маленькой роли, даже в роли без слов актеру удастся создать запоминающийся образ. Недаром один из законов театра гласит: "Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры".