УВЕРЕНА - столичной публике и даже не всем знатокам почти все названия этих театров незнакомы: "Апарте", "Ангажемент", "Без вывески", "ЧерноеНЕБОбелое", "Город" (Долгопрудный)... Москвичам известен лишь Театр на Покровке, возглавляемый актером и режиссером Сергеем Арцибашевым, работающий уже более десяти лет, имеющий помещение в самом центре города и стабильные аншлаги. Теперь мы узнали - благодаря новому молодому международному фестивалю "Театральная площадь" - восемь театров, из тех, которые вовсе не в обиду, но по традиции во всем мире называют "театрами на обочине", или "фриндж", что в переводе с английского - "край, кайма". Они идут в искусстве не общей, проторенной колеей, а ищут свой путь и в формах существования (от антрепризы до муниципального театра), и в художественном содержании.
Восемь спектаклей. Восемь режиссеров среднего поколения, от 30 до 40 (и чуть больше) лет. По сути это те, кто идет на смену мэтрам, те, кому делать театр будущего, определять его колею. Что же они готовы предъявить сегодня? Репертуар - Гоголь, Достоевский, Чехов, Гарсиа Лорка - вполне традиционен. Проблемы с современной драматургией и суперноваторской режиссурой - тоже общие для всех театров. Новая пьеса в стихах "Юдифь" (про ту самую, что на известной картине "с головой Олоферна"), хоть и не на сегодняшний сюжет, все же - единственное исключение, как и ее автор, совсем молодая Елена Исаева, кстати, журналист по профессии. Пьеса поставлена в открывшемся два года назад "Центре драматургии и режиссуры", где создано свободное пространство для работы дебютантов, молодых актеров, режиссеров, авторов (центр сотрудничает с ежегодным фестивалем молодых драматургов в Любимовке).
Работа Веры Воронковой (Юдифь), как и в целом ее мощный талант, - открытие фестиваля. Кстати, Вера, успешно дебютировавшая в кино у Вадима Абдрашитова во "Времени танцора", недавно ушла из МХАТа им. Чехова - с ней не продлен контракт. Но, оказавшись "на обочине", актриса просто на глазах становится звездой и о потере не жалеет. Иная "обочина" живее, благотворнее и плодотворнее для таланта, нежели прозябание на театральных "большаках", под сенью почтенных занавесов и вывесок, где, кроме них, больше ничего и не осталось.
Театр Марии Дроздовой в Коптево так и называется - "Без вывески". Случай уникальный - двадцать два года непрофессиональные актеры бесплатно играют при полном зале на 400 мест, и не пустячки, а Мольера, Цветаеву, современные пьесы (здесь смотрится даже "Свалка" А. Дударева, когда-то сочтенная конъюнктурной). Такой вот сегодняшний аналог народных театров, которых некогда было в изобилии по всей стране.
Энтузиазм и спокойное отношение к коммерческой выгоде - общее свойство театров "обочины". Даже у муниципального театра "Апарте" ставка актеров - 800 руб. Конечно, театры ищут спонсоров. Иногда они приходят и сами (у Дроздовой, например, есть меценат - потомок древнейшей княжеской фамилии, он, влюбившись в театр, теперь в нем иногда сам играет). Главное - эти театры не жалуются, не ноют - работают, часто не имея стационарных площадок, своих залов. Не выживают - живут. Выезжают на гастроли и фестивали не только по России - за рубеж.
Второсортным искусство "с обочины" никак не назовешь. Главное впечатление от фестиваля, от спектаклей - ощущение свежести, живой жизни, уверенности в себе и какого-то светлого бескорыстия худруков и артистов. Второе впечатление - множество актерских талантов. "На обочине" охотно играют талантливые молодые актрисы из "Сатирикона", "Маяковки", "чеховского" МХАТа, Вахтанговского, Театра Луны и даже немка Лора Вингерт из Театра Шаушпильсхаус Вупперталь. Пантомимический спектакль Дмитрия Арюпина без единого слова "Игрушки Бертрана" - просто фантастически виртуозное владение пластикой двух артистов. Это одна из самых ярких постановок фестиваля (кстати, на нем не присуждают призов, и не из бедности - из принципа). И третье. Фестиваль дал на удивление многообразную картину - от изощренных "Игрушек Бертрана" до простодушно-лубочной "Ночи перед Рождеством", от нетрадиционно решенных Андреем Любимовым, при всем своем психологизме, "Записок из подполья" до традиционно сильного и стильного Театра на Покровке.
Новые имена, молодые лица, неизвестное, но в большинстве случаев абсолютно качественное и достойное искусство, моменты открытий - все это свойства новорожденного фестиваля. Следующий, через год, будет посвящен молодым драматургам.