69

На букву Р, часть 2

Рампа

Рампа - граница между сценой и зрительным залом. Вдоль нее устанавливаются невидимые из зала осветительные приборы. Поэт А. Блок называл рампу "линией огня". С одной стороны зрители, с другой - актеры, которые своей игрой бьются за внимание этого зрителя. В переносном смысле иногда говорят: "Пьеса увидела свет рампы", то есть была поставлена на сцене.

Режиссер

Ведущая профессия в театре, постановщик спектаклей. Режиссер на основании собственного истолкования пьесы организует, объединяет единым творческим замыслом весь процесс создания спектакля, от читки за столом пьесы по ролям до репетиций, работы с художником-сценографом, бутафорами, постановщиками света, композитором, гримерами.

Профессия эта обрела свое значение далеко не одновременно с зарождением театра, хотя, разумеется, всегда, на всех этапах были люди, которые элементарно организовывали постановку, показывали актерам, как следует играть и прочее. Часто режиссерами, сами того еще не осознавая, были артисты, особенно игравшие центральные роли.

Режиссура - профессия XX века. Хотя становление ее началось с конца XIX-го, рассвет пришелся на первые десятилетия прошлого века: в Англии появился Гордон Крэг, в России - гениальные К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров... Собственно, театр - это и есть режиссура, то есть умение на основе текста создать на сцене особый мир, в котором будут жить герои. Причем у каждого режиссера свое видение этого мира, иначе, скажем, все постановки любой классической пьесы были бы одинаковыми.

Сегодня в мировом театре работает множество талантливых режиссеров: Питер Брук (Англия), Петер Штайн (Германия), Эймунтас Някрошюс (Литва), Анатолий Васильев, Петр Фоменко, Юрий Любимов, Лев Додин...

Ремарка

Французское слово, означающее замечание автора пьесы, дающее указания, подсказки актерам, уточняющее или дополняющее текст. Например: "смеется", "подходит", "уходит" или "рыдая" и "ломая руки". Подобные слова в скобках вы встретите почти в каждой пьесе. "Действие происходит во Флоренции, в гостинице Мирандолины" - не правда ли лаконично? Это из "Хозяйки гостиницы" ("Трактирщицы") Карло Гольдони.

А бывают ремарки обстоятельные, не то что у гениев Шекспира и Лопе де Вега, где их, по сути, почти нет. "С левой стороны по дороге, ведущей от ворот, появляется капитан Адам Брант. Он вздрагивает, увидев Лавинию, но тотчас же напускает на себя самый любезный обворожительный вид..." И так далее, несколько абзацев. Это из пьесы великого американского драматурга Юджина О. Нила "Возращение" (первой части трилогии "Траур - участь Электры"). Такие ремарки в драме - это уже куски прозы. У Чехова же, например, ремарки коротки, и когда артисты просили у него разъяснений, он смущенно отговаривался: "Я же там все написал...", имея в виду вовсе не ремарки, а текст, роль.

Репетиция

Это слово в переводе с латинского - повтор. Спектакль рождается в процессе многих, как правило, ежедневных репетиций. Режиссер собирает актеров, и они ищут, пробуют, импровизируют, пытаясь создать будущий спектакль, как бы играют в него. Каждая репетиция неповторима. Существуют записи репетиций наших великих режиссеров, и это - увлекательнейшее чтение. "Репетиция - любовь моя" - так назвал свою книгу замечательный режиссер Анатолий Эфрос.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно