ОТ Сергея Арцибашева, ставшего худруком Театра им. Маяковского, ждали поступка. Ожидание обязывающее, дело ответственное. Конкретно - ждали, конечно же, "Братьев Карамазовых". Замахнуться нынче на этот романище со всем его философским и чувственным многопудьем - это уже и есть поступок. Сделать такой спектакль нескучным - поступок вдвойне. Впрочем, Арцибашев владеет искусством держать внимание публики. А в "Карамазовых" "симфонию страстей" (таков подзаголовок спектакля) разыгрывают самые-самые признанные: Игорь Костолевский (Иван), Михаил Филиппов (Дмитрий), Александр Лазарев (Федор Павлович), Светлана Немоляева (госпожа Хохлакова), Игорь Охлупин (Зосима). Им соответствует и молодежь Сергей Удовик (Смердяков), только что принятые в труппу Сергей Щедрин (Алеша), Алена Семенова (Лиза), а также уже заявившие о себе Олеся Судзиловская (Катерина Ивановна), Дарья Повереннова (Грушенька), Даниил Спиваковский (Черт).
Когда-то "Карамазовы" шли в Художественном театре два вечера. Из удачных постановок последнего времени припомним "Завтра суд" Валерия Саркисова и "Карамазовы и ад" Валерия Фокина. Роман и манит режиссеров, и отпугивает. Как не уйти в повествовательность, бытовуху, как овладеть его безднами, его громадой? Пьеса Владимира Малягина в "Маяковке", сделанная по роману, компактна. Но при этом сохранены все хрестоматийные сцены. Ведущие артисты предстают в непривычных обличьях, особенно это относится к Костолевскому, обнаруживающему истинно трагический темперамент. Михаила Филиппова мы уже видели в драматическом амплуа, но здесь и он играет так небывало страстно, истово. А стоит ли иначе играть Достоевского, у которого в каждом произведении "две бездны, над нами и под нами"? Спектакль с известным всем сюжетом смотрится как "нашего времени дело", и когда Иван-Костолевский во время своего известного монолога о слезинке ребенка выходит в зал, обращаясь будто бы к каждому напрямую, переживаешь знакомый текст как действительно нечто сегодняшнее.
Два вечера в Художественном. Девять часов "Бесов" у Льва Додина. Три вечера "Идиота" у Женовача. И, наконец, трехсерийная картина Ивана Пырьева. Арцибашев "уложился" без малого в три часа. И сумел при этом сказать нам о главном в великом романе, сочетая серьезное и нескучное.