РЕДКО кто из современных молодых людей, прагматичных героев нашего времени, решится пойти в актеры. Дефицит юношей испытывается уже на приемных экзаменах. За ними, наделенными проблесками сценического дарования, выстраивается очередь, приемные комиссии театральных школ смещают сроки экзаменов - лишь бы юное дарование мужского пола попало именно в их "сети". Вот и сидят молодые женские дарования столичных театров, ожидая достойных партнеров, молодых и талантливых. А звездный небосклон театральной столицы имеет отчетливый женский профиль: Чулпан Хаматова, Амалия Мордвинова, Дина Корзун, Наталья Вдовина, Мария Аронова?
Со вчерашними выпускницами театральных институтов работают выдающиеся режиссеры, делая ставку именно на них. Самый яркий пример - Театр П. Фоменко, где актрисы сплошь талантливы и прелестны. В Театре им. К. С. Станиславского появились недавно две актрисы, которые сразу же заняли заметное место в репертуаре, - Елена Морозова и Виктория Толстоганова. Юлия Свежакова, выпестованная в ТЮЗе Г. Яновской, Катерина в "Грозе", удачно вошла в сложный актерский ансамбль "Черного монаха" К. Гинкаса. В Театре им. Е. Вахтангова для роли Дездемоны нашлась молодая актриса Анна Дубровская. В Театре им. Моссовета обозначилась молодая звезда Евгения Крюкова, ставшая популярной благодаря сериалам "Петербургские тайны", "Бандитский Петербург". Примеров театрального "феминизма" множество.
Что же случилось в нашем театральном королевстве, где примеров подобного взлета среди молодых актеров мужского пола не наблюдается? В чем проблема - в профессиональной подготовке, в неумении подстроиться к требованиям современного театра или в невозможности быть конкурентоспособными поколению от 30 до 40, создавшему новый идеал на сцене и в кино?..
Сегодня в отсутствие героя остро чувствующий время Н. Коляда передал в своих пьесах эту роль женщине. Оставаясь хрупкой и женственной, именно она, героиня, всю боль и ответственность за неполноценность мира несет на своих хрупких плечах. Отсутствие героя-мужчины - беда не только современной драматургии. Тринадцатилетняя Джульетта по силе и накалу страстей, по отношению к жизни намного взрослее своего возлюбленного, все проблемы привыкшего решать с помощью клинка и драки. И сегодня во многом благодаря кинематографу возник новый тип героя, выясняющего отношения с миром с помощью оружия и рукопашного боя. Вместе с мужеством и смелостью они обладают и здоровым цинизмом.
Певцов, Домогаров, Меньшиков, Безруков, Миронов, Виноградов, за несколько лет оккупировавшие театральный и кинематографический олимп, уже выросли из джинсов молодого героя. На смену им пока никто не пришел. Джульетт - изобилие. А вот Ромео...