СТРАННОЕ чувство испытываешь, когда пишешь о спектакле, который явно не является шедевром и даже не содержит никакой сенсации - ни в виде драматургической новинки, ни в качестве актерского гения или режиссерского эпатажа. Но прекрасно понимаешь, что у публики успех этот спектакль иметь будет и уже имеет. В особенности у поклонниц Александра Домогарова - именно он играет в премьерной постановке Театра им. Моссовета "Сирано де Бержерак" роль главного героя.
А кому еще этого героя-любовника играть сегодня, когда, вспомним слова чеховского персонажа, блестящих дарований почти нет, зато средний актер стал гораздо выше? Но все-таки во МХАТе Сирано играет один из интереснейших артистов - Виктор Гвоздицкий, в Вахтанговском - мощный и своеобразный Максим Суханов. Театр им. Моссовета, думается, особо широкого выбора не имел, и Павел Хомский доверил сыграть Сирано "своему" актеру, пусть и невыдающейся индивидуальности и дарования, но, главное - бесспорной звезде и любимцу публики Домогарову.
Выбор оказался не худшим - многочисленные поклонницы уже делают свое дело (и кассу). Цветы и овации обеспечены. Но проблема в том (причем не только моссоветовского спектакля), что на основе гениальной пьесы с немыслимо выигрышным сюжетом и ролями вышла еще одна крепкая, но рядовая постановка сезона, где ничто не раздражает, все и всё как будто на своих местах, достойно и профессионально. Не раздражает, но и не трогает, не волнует. Гениальный урод Сирано из красавца Домогарова все равно не получится никак - его герой, как ни акцентируй внимание на пресловутом носе, хорош собой и обаятелен благодаря фактуре, приятно-сдержанным манерам, умению читать стихи и шлейфу популярности исполнителя. "Ведь я - урод", - это горькое признание звучит у актера почти как кокетство. Ясно, что с первого же взгляда даже читавшие пьесу дамы отдадут предпочтение такому "уроду", а не ходульно-опереточному красавцу Кристиану (правда, Дмитрию Щербине удается в этой роли вызвать сочувствие к герою). Зато такая расстановка мужских актерских сил сразу же неожиданно убеждает в женской недальновидности Роксаны - в исполнении Ольги Кабо не женщины, а скорее куклы, безжизненной красотки из рекламных роликов. И эта безжизненность и "теплокровие" известной киноартистки жару в так и не разгоревшийся на сцене огонь страстей не прибавляет.
А это-то и есть самое огорчительное - великая пьеса обернулась гладким и крепким, но бесстрастным спектаклем. Над этим вымыслом слезами вы не обольетесь. Но, быть может, нынешний зритель уже и не хочет этого и приходит в театр за другим - отдохнуть душой, взором и слухом? В таком случае премьера уважаемого театра вполне достойна внимания.