Примерное время чтения: 5 минут
91

На букву С, часть 2

Скоморохи

Развитию народных игрищ способствовали скоморохи. Это уже были не любители, а первые в истории театра профессиональные артисты, которые сделали потеху публики своим ремеслом. Их приглашали и на боярские пиры, и в хоромы знати, и на народные гуляния. Скоморохи упоминаются и в "Повести временных лет", и в древнерусских былинах. Изображения скоморохов сохранились даже на фресках киевского Софийского собора.

Чаще всего скоморохи не имели постоянного места жительства, выступали артелями до ста человек. Они бродили по Руси и по пути выступали везде. Скоморохи водили с собой дрессированных медведей, которые забавно изображали, как дети балуются, как девицы красные в зеркало глядятся, как мачеха неродных детей обижает.

Еще больший интерес вызывал скомороший кукольный театр с его знаменитым Петрушкой. У таких представлений было много вариантов: как Петрушка жениться собрался, как лошадь покупал, как с судьей поссорился или с капралом, вербовавшим его в солдаты. Люди очень любили эти спектакли, порой, как писал Н. Некрасов, и сами вставляли "слово меткое" в Петрушкины речи.

Понятно, почему вскоре скоморохов невзлюбили и власти, и церковь. Уже с XI века на них начались гонения. В их искусстве видели остатки язычества (а к тому времени на Руси уже было христианство), кощунство и "бесовское угодничество". Скоморохам стали запрещать кочевать по Руси, выступать на свадьбах. Родились поговорки: "Бог дал попа, а черт - скомороха", "Скоморошья потеха - сатане в утеху". А народ "отвечал": "Всяк спляшет, да не как скоморох".

Но если Иван Грозный и сам был охоч до скоморошьих забав, то вступивший на престол в 1613 году Михаил Романов выступил с решительным запретом на скоморошье искусство. "Личин на себя не надевать", "на свадьбах песен бесовских не петь" - гласил Указ. Наступает время "великой опалы" на скоморохов. Народные обряды, игрища и зрелища объявляются несовместимыми с православием. Скоморохов отлучают от церкви, бьют кнутом и батогами, ломают и сжигают их музыкальные инструменты, костюмы, нехитрый скарб.

Но любимое народом искусство уже так успело прижиться на Руси, что искоренить его даже по царскому веленью было не-просто. Скоморохов преследовали в одном месте, а они появлялись в другом. Но когда гонения стали уж очень тяжкими, скоморохи ушли в деревни, посады, на Север, где образовались даже целые скоморошьи поселения. Народное искусство возродилось лишь во второй половине XVII столетия.

Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938)

Великий театральный режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев) начинал как актер-любитель в созданном им Алексеевском кружке. Будучи талантливым актером, Станиславский видел кризис русского театра того времени и посвятил свою жизнь его реформированию. Вместе с В.И. Немировичем-Данченко он основал Московский Художественный театр, где и воплощал свои идеи.

В результате многолетних размышлений и трудов Станиславский создает свою знаменитую "систему" воспитания актера - теорию и метод артистической техники, известную во всем мире как "система Станиславского".

В чем же вкратце ее суть? Природа актерского мастерства такая же, как и у других видов искусства. Чтобы захватить зрителя на спектакле нужно вдохновение. Но в отличие, например, от художника или поэта, к которым вдохновение может прийти в любое время дня и ночи, актер должен быть готов играть вдохновенно именно в тот день и в ту минуту, когда поднимается занавес. И не важно, как он себя в этот момент чувствует, о чем думает. Перед глазами Станиславского был пример Мочалова, который мог играть как блестяще, так и посредственно, в зависимости от настроения. Режиссер задумался, можно ли вызвать в себе вдохновение, можно ли им руководить?

Наблюдая за великими актерами, своими современниками, Станиславский пришел к выводу: для того, чтобы играть, одного таланта мало, мало и научиться приемам актерской техники: мимике, жестам, пластике и т. д. Чтобы успешно сыграть на концерте, пианист ежедневно проводит несколько часов у рояля. Балерина в свободное от спектаклей время до седьмого пота тренируется у станка. То же самое должен делать и актер: каждый час, каждую минуту он должен совершенствовать свою технику.

Станиславский требовал от актера не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене. В помощь артистам режиссер разработал основные принципы и практические приемы работы актера над совершенствованием своих внутренних и внешних данных. Он призывал своих учеников действовать по принципу, который однажды прекрасно сформулировал французский художник Эдгар Дега: "Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су".

Суфлер

Это работник театра, находящийся во время репетиций и спектакля в специальной будке у рампы, лицом к сцене, и подсказывающий актерам слова роли. Сегодня это очень редкая профессия, а в прошлые века, когда спектакли часто выпускались на скорую руку, порой с одной репетиции, "с читки", - суфлер был просто необходим.

Сцена

Сцена - от греческого skenе - палатка, шатер, театральные подмостки. Сначала это слово обозначало специальное помещение для переодевания актеров, а затем обрело другое значение - площадки, на которой происходит представление, как правило, приподнятой над уровнем зала. Сценой называют и часть действия, акта, например, "сцена первая". Кроме того, в широком смысле слова, сцена - это театр. Выражение "служить сцене" означает "служить театру".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно