Обратила внимание, что в театральных кассах реклама спектакля чаще всего подается так: крупными буквами имя актрисы или актера - ТАБАКОВА или ЯКОВЛЕВОЙ, ГУНДАРЕВОЙ или МАКОВЕЦКОГО, и лишь потом - название театра и пьесы. Сегодня на сцене явно лидирует актерство, актеры всех поколений - от Борисовой с Лановым до совсем юных выпускников мастерской Петра Фоменко.
ИМЕННО актеры и актрисы во многом обеспечивают сегодня своими прекрасными работами успех большинства спектаклей. Зрители идут не только на известную пьесу, но и на звезду.
По данным специальных опросов, зритель более всего хочет смотреть классику, и театры ставят ее охотнее всего. Да и что им ставить еще? Театр наш играет в прятки с современностью не по своей воле: новых пьес об окружающей нас действительности с ее проблемами попросту почти нет. Молчат Петрушевская, Гельман, Рощин... Хотя давние и не очень давние их пьесы все еще "держат" и сегодняшний репертуар: "Титул" и "Звезды на утреннем небе" Галина идут в "Современнике", там же и "Квартира Коломбины" Петрушевской. "Пришел мужчина к женщине" и "Уходил старик от старухи" Злотникова - в Школе современной пьесы. Идут и "Скамейка" Гельмана, и "Валентин и Валентина" Рощина (в горьковском МХАТе). Идет даже Арбузов, король драматургов советской эпохи: из давней и забытой его пьесы (а точнее - незнакомой, поскольку никогда не ставилась) режиссер А. Хряков сделал в Театре на Малой Бронной настоящий бестселлер - "Мое загляденье", этим спектаклем и открылся сезон.
Но в целом современных летописцев нашей с вами жизни с успехом (именно с успехом) заменяют великие - от Шекспира до Ануя, от Гольдони до Голдсмита. Из зарубежных классиков особое место прочно занял Теннесси Уильямс: только в столице идет более десятка постановок его пьес, а в Театре имени Гоголя Сергей Яшин задумал и почти осуществил трилогию "Неизвестный Уильямс". Любопытная закономерность - именно в спектаклях по Уильямсу блистают в разных театрах лучшие наши актрисы - Ирина Мирошниченко, Валентина Талызина, Светлана Брагарник, Татьяна Лаврова...
И В НОВОМ сезоне лидирует классика. Только в Москве - вновь постановки Островского ("Волки и овцы" с Ириной Муравьевой и "Таланты и поклонники" - в Малом, "Лес" с Т. Дорониной, "На бойком месте" - в Театре Армии) и Достоевского ("Степанчиково" в Международном центре имени Ермоловой, "Страсти-мордасти" по "Дядюшкиному сну", трилогия по "Идиоту" на Малой Бронной с Ириной Розановой - Настасьей Филипповной и "Идиот" в "Эрмитаже", "Преступление и наказание" - в Маяковке и ТЮЗе).
В ногу со столичными театрами идет в этом смысле и провинция - Камерный театр Владивостока выпустил тургеневский "Месяц в деревне", Новосибирский молодежный - "Чайку" и "Плоды просвещения" (в октябре по приглашению Театра Наций работы новосибирцев увидят москвичи). Горьковских "Варваров" задумали поставить не только московский Театр имени Гоголя и Театр Вахтангова, но и Липецкий театр драмы, получивший только что звание академического. Да, в театрах российских городов и в республиканских ставят все тех же Антона Павловича да Федора Михайловича, Вильяма да Жана Батиста; в Казани идут Островский и Шекспир, в Саранске - Мольер и Л. Андреев, в Уфе - "Банкрот" и "Дядя Ваня", в Краснодаре - "Идиот" и "Вишневый сад", "Гроза" и "Бег", а в Якутском драмтеатре - философский спектакль по Владимиру Соловьеву.
НОВЫЙ сезон открыт, но еще живы сенсации и страсти сезона ушедшего. Так и не состоялась премьера у Романа Виктюка по пьесе А. Бенедетти "Я тебя больше не знаю, милый..." в Театре имени Вахтангова, уже заявленная в майской афише с точными датами (пошли слухи, что не справился с непривычной ролью драматического актера приглашенный Виктюком на постановку известный эстрадник Ефим Шифрин, однако они тут же были опровергнуты). Поставленная же Романом Григорьевичем в Молодежном театре на Фонтанке в Петербурге пьеса А. Ручелло "Фердинандо", хотя и собирает, как водится у этого режиссера, полные залы, восторгов критики не вызывает, как, впрочем, и последняя виктюковская постановка "Полонеза Огинского" Н. Коляды в Москве. Видимо, скорость постановок и их частота все-таки не в ладу с художественным качеством в искусстве. "Чем будем удивлять?" - вопрошал, приступая к очередной работе, один театральный классик. Виктюк удивлять что-то перестает.
Поставил в Театре имени Станиславского сразу два спектакля Владимир Мирзоев, "возвращенец" из Канады. Этот режиссер, ставший в свое время чуть ли не легендой с оттенком скандальности, вернулся и поставил гоголевскую "Женитьбу" и "Парию" А. Стриндберга. Вообще, идет волна визитов и возвращений - приехал М. Козаков, приезжал Б. Сичкин, вернулась Е. Коренева и уже сыграла в "Тачке во плоти" и будет играть в той же "Парии", приезжает М. Неелова...
И еще сенсация: Владимир Андреев в Театре имени Ермоловой поставил впервые на нашей сцене пьесу чешского драматурга Павла Когоута "Пат, или Игра королей". Четверть века его пьесы были под запретом для наших театров (Когоут - один из "отцов пражской весны").
ДЕНЬ сегодняшний не привлекает и наших молодых драматургов: одна из самых приметных - Елена Гремина предпочитает спрятаться в своей новой пьесе "За зеркалом" императрицы Екатерины. Алексей Богданович (ученик Галина, между прочим!) в Театр Олега Табакова принес пьесу "Месть Гольдони" - о том, как создавалась знаменитая "Трактирщица". А Олег Антонов облек свою пьесу "Смертельный номер" (премьерой ее откроется 4 октября сезон у "табаковцев") в абстрактную и вечно живую форму клоунады...
В поисках драматургического материала захаживают деятели театра в самые экзотические уголки - на подходе Альфред де Мюссе, его "Лоренцаччо" в Российском молодежном будет ставить А. Бородин. Там же - "Большие надежды" Диккенса и "Хагоромо" - спектакль по японским легендам, совместная с японцами постановка. Открыл очередной сезон Эротический театр в Москве. И, наконец, дошли до садизма: "Философию в будуаре" по маркизу де Саду поставит в своем театре Р. Виктюк.