Декорации
Это оформление сцены, соответствующее видению режиссера и художника-декоратора, сценографа. Сначала продумывается и делается макет декорации в уменьшенном, игрушечном варианте. Потом заказываются соответствующие работы по изготовлению мебели, предметов, деревьев, цветов. Этим занимаются в театре бутафоры и, конечно, рабочие специальных мастерских, где есть столярный, пошивочный и другие цеха. Наконец все установлено рабочими сцены, монтировщиками декорации. Занавес раздвигается - и перед нами вишневый сад, россыпи белых цветов, голубое небо, очертания усадьбы... Все это и есть декорация.
Дионисии
Необычное слово происходит от имени древнегреческого бога Диониса (Вакха) - бога виноградарства и виноделия, сына великого громовержца Зевса. В Древней Греции в честь богов было принято справлять празднества. (Напомним, что все это происходило до эры христианства. Лучше представить греческих богов и узнать больше легенд о них вам поможет интереснейшая книга "Легенды и мифы Древней Греции". Тем более что на этих сюжетах построены все трагедии и комедии той эпохи.) Празднества в честь Диониса назывались Великие Дионисии. Это были торжественные процессии, состязания хоров, драматургов и поэтов. С VI века до н.э. на главном празднике в честь Диониса ставились трагедии, а с V века до н.э. - комедии.
Различные обряды и игры сыграли в зарождении театра большую роль. В Греции это были ритуалы и заклинания, в России - представления с масками, ряжением (обрядовым и игровым переодеванием), мимическими подражательными играми.
Домашний театр
После смерти царя Алексея Михайловича (1676), когда заглох созданный при нем первый профессиональный театр (см. Первый русский театр), в России, прежде всего в Петербурге и Москве, стали появляться домашние театры. Например, у бояр Милославских, князей Одоевского и Голицына, у боярыни Арсеньевой. Театры устраивались и воспитанниками Славяно-греко-латинской академии, учениками Хирургической школы при госпитале на Яузе.
Спектакли шли и в селе Преображенском у сестры Петра I Натальи Алексеевны, и у Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра Ивана. В Измайлове выступали и крепостные артисты, и даже любители из придворных, "благородные дамы и девицы".
Театр становится популярен и в провинции. В Тобольске театр организует сам митрополит Филофей. В Твери, Новгороде, Астрахани и Ростове играют так называемые школьные театры (см. Школьный театр). В Москве на спектаклях любительской труппы из Госпитальной школы и Академии ("Гофшпиталя") бывал сам Петр I. В Ярославле создавал театр будущий "отец российского театра" Федор Волков. В доме купцов Волковых играли "Эсфирь".
К середине столетия круг людей, увлеченных театром, ширится. В Петербурге организует спектакли для публики Иван Лукин. В Москве, в доме Вяземских на Дмитровке, играет труппа Василия Хилковского и Ивана Глушкова. "Играние комедий" происходит в доме Засекина на Пречистенке. Свои труппы сколачивают студент-семинарист Иван Варфоломеев, копиист Кочергин, паяльщик Григорий Степанов, "чернильных дел мастер" Иванов...