На букву Т, часть 2

   
   

Театр кукол

Древние люди верили, что везде: и на небе, и на земле, и под землей - живут боги, духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться и задабривать их, люди делали фигурки в виде кукол, которые использовали в различных обрядах. Постепенно эти обряды стали напоминать театральные представления. Так возник кукольный театр.

Родиной его был Древний Рим. Спектакли народного кукольного театра со временем утратили религиозный характер. Бродячие актеры вместе со своими куклами кочевали по городам и деревням и давали веселые сатирические представления, которые нравились простому народу. Открыто ругать власть всегда и везде было опасно. А если глупость и продажность правителей и их приспешников высмеивает кукла, то что с нее взять! К тому же кукольные театры были очень мобильными. В случае чего, свернул ширму, побросал кукол в ящик, да и был таков!

В каждой стране был свой озорной, острый на язык герой кукольного театра: Пульчинелла в Италии, Полишинель - во Франции, Пикельгеринг - в Голландии, Панч - в Англии, Петрушка - в России.

Все эти первые куклы были перчаточными, то есть надевались на руку. Потом появились куклы-марионетки - они двигались, когда артисты, находящиеся над сценой, дергают их за нитки или проволоки. Существуют куклы, которые называются тростевыми. Такую куклу держит кукловод, но ее руки управляются тростями или палочками.

Удивительные куклы - плоские, вырезанные из картона или кожи, красиво раскрашенные - "играют" в кукольном театре теней.

Современный кукольный театр далеко ушел от ярмарочных представлений прошлых веков. Главным кукольным театром нашей страны стал Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова в Москве. В нем ставятся зрелищные спектакли не только для детей, но и для взрослых.

Трагедия

При этом слове сразу представляется нечто тяжелое, непоправимое, какая-нибудь катастрофа, не правда ли? Однако трагедия, зародившись в Древней Греции в VI-V вв. до н.э., первоначально носила сатирический характер и была частью культового обряда в честь бога виноградарства и виноделия Диониса.

Древнегреческий философ Аристотель писал, что "трагедия подверглась многим изменениям", а на ранней стадии имела "сатировский" характер, несложный сюжет, шутливый стиль и сопровождалась обилием плясок. Да и в переводе с греческого это слово означает "песнь козла" или "козлиная песнь". Демоны плодородия, которых изображали во время Дионисий, представлялись в виде козлоподобных существ.

Со временем трагедия стала одним из основных жанров древнегреческого театра и строилась по жестким канонам. Сначала звучал пролог, затем шел парод - прибытие хора, затем чередовались эписодии (актерские сцены) со стасимами (хоровыми песнями), партиями. Финал назывался эксод.

Впоследствии стало обычным, чтобы дей-ствие трагедии происходило в одном месте и в один день. Эти три требования называют единством места, действия и времени - они стали основой трагедии французского классицизма.

Многие греческие трагедии не оканчивались катастрофой, а, напротив, имели примирительный исход.

Наиболее значительными авторами трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид. Их произведения идут по всему миру и сегодня, а сюжеты постоянно используются драматургами многих стран.

Эсхила (ок. 525-456 до н.э.) называют "отцом трагедии". Он впервые ввел в действие второго актера (до этого на сцене, меняя маски, появлялся только один актер). Это сразу сделало спектакль более динамичным, появился диалог, без которого, согласитесь, трудно выразить конфликт. А конфликты в древне-греческих трагедиях были величественными, в сюжетах не было ничего бытового, приземленного.

На сцене кипели страсти, присутствовали месть, убийства, гнев и милость богов... Чего стоит, например, трилогия "Орестея" Эсхила, в которой отец приносит в жертву богам свою дочь, затем его самого убивает жена, а ее - собственный сын, мстя за отца. А "Медея" Еврипида, в которой колхидская царевна из ревности убила собственных детей, чтобы причинить боль обманувшему ее мужу Ясону?.. "Орестею" Эсхила с русскими актерами поставил немецкий режиссер Петер Штайн.

Жанр трагедии, помимо французского театра XVIII века, представленного двумя великими поэтами П. Корнелем и Ж. Расином, развивался в то же время и в России - А.П. Сумароковым, В.А. Озеровым. В Англии же величайшим автором трагедий был У. Шекспир.

Смотрите также: