На букву Э, часть 1

   
   

Эффекты сценические

В четвертом действии пьесы "Три сестры" Чехова в постановке Московского Художественного театра за сценой неожиданно начинали кричать пролетающие журавли. Это производило огромное впечатление на зрителей, которые вдруг погружались в атмосферу грустного осеннего дня. Таков смысл сценических эффектов в театре, которые, помимо шумовых, бывают еще световые и механические.

Шумовые эффекты производились за кулисами с помощью нехитрых приспособлений. Например, чтобы изобразить дождь, использовался вращающийся на горизонтальной оси барабан, в котором перекатывался обыкновенный горох. Чем быстрее крутился барабан, тем сильнее "лил" дождь. Цоканье подков имитировали постукиванием деревянными коробками без крышек друг о друга. Сейчас такие ухищрения не нужны: есть мощная аппаратура, способная воспроизвести в записи любой звук.

А вот механические эффекты гораздо сложнее. Для их создания нужна хорошо оборудованная сцена. Для "провала" актера под землю сделаны специальные люки. Из такого люка на глазах у зрителя может вырасти дерево, появится какой-нибудь мифический персонаж. Если актеру нужно долго бежать по сцене в одну сторону, используют сценический круг или транспортер, наподобие движущейся резиновой ленты в кассах супермаркетов. Так актер может идти или бежать, оставаясь на одном месте. Для правдоподобия вместе с актером движется и специальная панорама с нарисованными на ней предметами или пейзажами.

С помощью световых эффектов на сцене появляются плывущие облака, кружится снег, "расцветает" радуга. Очень интересный световой эффект в театре - "черный кабинет", когда на глазах у зрителей люди исчезают или "плавают" в воздухе без всякой поддержки. Эффект основан на свойстве черного бархата поглощать свет. Поэтому человек, одетый в черный бархат, на фоне черного бархата не виден. Но для полного эффекта необходим умело поставленный свет. Если хотите увидеть "черный кабинет" в действии, сходите во МХАТ им. М. Горького на спектакль "Синяя птица".

Смотрите также: