За китайской стеной

   
   

Кто мягко ступает,
далеко продвинется на своем пути

Саморазвитие и тренировки

Начнем с самых простых вещей. Обратите внимание на то, что с незапамятных времен в Китае некоторые занятия были приспособлены для самосовершенствования. Это, к примеру, каллиграфия, чайная церемония, даже садоводство и огородничество. Правда, в результате занятий огородничеством получался материальный продукт - урожай овощей. "Продуктом" же других являлись - прекрасный образец письма, как в каллиграфии, или гармоничный, идеально проведенный ритуал, как в чайной церемонии. Но и то и другое требовало от исполнителя постоянного совершенствования или, проще говоря, постоянных тренировок. Именно постоянная готовность тренироваться, стремление и способность к совершенствованию в каких-то дисциплинах послужили основой для развития боевых искусств. И сами боевые искусства были одной из таких дисциплин.

Стремление к мастерству

Интересно, что термин "кун-фу", которым обозначают боевые искусства в Китае, в дословном переводе означает упорная работа или мастерство, или стремление к мастерству. Мастера боевых искусств утверждают, что истинная цель занятия этими дисциплинами состоит в самосовершенствовании. Чем отчетливее она выражена, тем более эффективным оружием становятся эти искусства. Это очень важно отметить, так как часто возникновение боевых искусств связывают только с целями самообороны. Например, говорят, что карате на Окинаве возникло как средство противостояния окинавских крестьян захватчикам - японским самураям. А ведь известно, что эту дисциплину здесь культивировали еще до захвата японцами Окинавы и занимались ею не только крестьяне, но, в первую очередь, и аристократы. Или говорят, что буддийские монахи в Китае изучали боевые искусства, чтобы защитить себя от грабителей во время сбора пожертвований. Однако, почему тогда боевые искусства изучали и миряне, и те из монахов, которые даже не планировали покидать стены монастыря?! Ведь в Европе монахи в тех же ситуациях также подвергались опасности нападения, но боевые искусства они почему-то не изучали. А дело в том, что, кроме своего прикладного назначения, в монастырях и в мирской жизни боевые искусства использовались как средство для тренировок в достижении особых психофизических состояний, как инструмент для медитации. Одна из легенд гласит, что именно для этой цели и были созданы боевые искусства.

Ожидание понимания

Методика преподавания большинства традиционных видов боевых искусств предполагает выполнение формальных упражнений, не имеющих непосредственного прикладного, боевого, значения. Они необходимы лишь как база для освоения упражнений следующего этапа, который, в свою очередь, может оказаться так же лишь подготовительным. Понять связь этих формальных упражнений с боевой практикой новичку бывает очень трудно. По разным причинам наставники не объясняют заранее, в чем смысл таких упражнений. Часто начинающий приходит в растерянность от того, что вот он так внимателен к словам Учителя, а понимания все нет и нет. Понимание приходит только в результате правильного и многократного выполнения упражнения, в результате его отработки. Все это требует от ученика особого отношения к тренировкам, развития особых его способностей.

Интересно, что психические процессы развития понимания и осмысления, которые у европейцев, начиная с нового времени, бурно развивались, у китайцев и японцев дремали. Наоборот, для них было характерно мощное образное, почти фотографическое мышление. И восприятие окружающего мира, и отношение к нему было более целостным и непосредственным. Надо сказать, письменность в Китае (а вслед за ним и в Японии, и долгое время в Корее и Вьетнаме) была и остается сейчас иероглифической, то есть также образной, а не аналитической; изобразительной, а не звуковой. Слово соответствовало изображению предмета. Мир осваивался не через его описание, не через анализ, а через отождествление себя с ним (то есть с миром). Подражание, сопереживание Учителю было основным принципом учения. Информация усваивалась не столько через понимание, связанное с анализом, сколько с помощью запоминания в целостном, монолитном виде. И именно в таком виде использовалось.

Наконец, еще одна особенность культуры Китая (как, впрочем, и всего Востока) - ее консервативность. Нравственные ценности, повседневные привычки, отношения между людьми, одежда, даже школьные предметы и методика их преподавания - все это до недавнего времени изменялось на Востоке очень медленно. Здесь до сих пор существуют особые механизмы, позволяющие сохранить многочисленные элементы культуры и идеологии. Это и китайская опера, и японский театр Но и Кабуки, и многое другое. Все это также содействовало возникновению и развитию боевых искусств. И сами боевые искусства являются одним из элементов этой культуры.

Смотрите также: