"...партнером местре назначил мне Жоржи, самого юного ученика "академии". Из-за разницы в весе и росте он не мог поразить меня даже таким надежным ударом, как "хвост ската". Но и я был беспомощен перед его "джингой" - той самой, на первый взгляд, бесцельной пляской, которая сбивала с толку и заставляла совершать в ответ массу ненужных движений. Через минуту-две "джинги" Жоржи мог бы свалить меня обыкновенным "полумесяцем", похожим, как мне казалось, на балетное фуэте. Но Жоржи не применял "полумесяца". Истинный капоэйрист, он знал, что слабых обижать нельзя".
Эти строчки были опубликованы в журнале "Вокруг света" в мае далекого 1979 советского года. Вероятно, это было первое упоминание о капоэйре в России.
Как все началось?
В XVI веке территория теперешней Бразилии была атакована Португалией. Аборигены, которых португальцы хотели использовать в качестве дармовой рабочей силы, умирали в неволе или убегали от своих господ. Тогда португальцы начали привозить черных рабов из Конго и Анголы.
Вместе с ними на новый материк пришла культура, которая хранилась не в книгах или музеях, а в душах и мыслях. Культура, долго ждавшая своего часа, который пробил в момент нападения на португальские колонии Голландии. Рабы, пользуясь возможностью, бежали в леса и начали организовывать поселения, именуемые куиломбос. Они добились свободы, внешней и внутренней, главную роль в достижении которой сыграла капоэйра.
Что это такое?
Капоэйра по сей день остается самой таинственной и загадочной борьбой. Дальнейшее ее развитие известно всем, кто когда-либо задавался этим вопросом, но где берет начало эта культура, не знает никто. Популярный миф о том, что рабам было запрещено изучать единоборства и они замаскировали его под танец, не выдерживает серьезной критики. Рабовладельцы, возможно, и не блистали познаниями в боевых искусствах, но и не были настолько тупы, чтобы не различить пляски от драки.
В любом случае, сегодня капоэйра - самое красивое и завораживающее зрелище, которое можно представить. Неискушенные зрители могут сравнить это с брейк-дансом, однако настоящая капоэйра оставляет последний далеко позади. Считается, что существует несколько стилей - карнавальный, спортивный, уличный. На ежегодном карнавале в Бразилии проходят показательные поединки капоэйристов. Действие сопровождается пением и игрой на барабанах, бубнах и беримбау - инструменте, похожем на большой лук с прикрепленным резонатором из сушеной тыквы. Участники (именно участники, а не противники) ходят на руках, выполняют невероятные акробатические трюки и т. д. Действие ни на секунду не останавливается: в отличие от многих других боевых искусств в капоэйре нет статических позиций и стоек. Основную роль в схватке играют ноги - будь то показательное соревнование или уличный поединок бандитов Рио-де-Жанейро, которые зажимают между пальцев ног ножи и заточки.
Капоэйра в России
Во всем мире капоэйра уже приобрела огромную популярность, до России все доходит гораздо медленнее, причем отнести это можно не только к капоэйре. По этому поводу Ян, преподаватель капоэйры в Москве, говорит следующее:
Знаешь, русские медленно запрягают, но очень быстро ездят... В России огромный потенциал для этого капоэйры. Многим нравится изучать и боевые искусства, и акробатику, и танцы. Здесь все это есть сразу.
У каждого боевого искусства есть духовная основа, которая постигается и совершенствуется наравне с физической стороной. У капоэйры это присутствует?
Ян: Духовная основа капоэйры - это обретение свободы. Сейчас рабства как такового нет, но внутри все мы рабы самих себя. Своего тела, своих слабостей и комплексов. Капоэйра позволяет освободиться от этого. Сначала человек приходит и через тренировки осваивает свое тело. Потом он познает себя и освобождается от многого, что держало его до этого.
Например?
Ян: Каждая тренировка сопровождается музыкой, пением и игрой на инструментах. Бывает, приходят люди, которые стесняются петь. Что-то сидит в них. Так вот, когда проходит время, они освобождаются от этого.
В капоэйре присутствует какое-либо оружие?
Ян: Оружия как такового нет, есть танец с палками. Существует такая легенда. Однажды, когда все мужчины ушли из города и остались только женщины и дети, на поселение напали. И был там один мальчик, который, выпив специального напитка журема, взял палку и побил врагов. Мальчика звали Мукулеле, и в честь него назвали этот танец.
Смотрите также: