Вагон - на железной дороге и в метро
Когда-то давно вагоном называлась небольшая деревянная тележка, которая передвигалась на деревянных колесиках по деревянным рельсам. Использовали ее горные рабочие - чтобы руду на поверхность вывозить. Сейчас подобная тележка называется вагонеткой. Ну а со временем понятие "вагон" стало означать "экипаж для перевозки грузов и пассажиров".
Мы с вами привыкли к несколько другому значению этого слова. Вагон для нас - это часть состава, передвигающегося по рельсам. Мы говорим: "вагон трамвая", "вагон электрички", "вагон поезда", "грузовой вагон" и, конечно, "вагон метро". А первый вагон - это вагон моторный.
Все, связанное с рельсами, с железной дорогой, таит в себе опасность. Вагоны (даже те, что под землей) - тоже участники дорожного движения. И вести себя рядом с ними нужно по правилам. Например, трамвай нельзя обходить самостоятельно ни сзади, ни спереди: неожиданно выскочив из-за вагона, можно попасть под встречный трамвай. Так что будет лучше всего, если обойти пассажирский транспорт тебе помогут взрослые.
Ни в коем случае нельзя играть на железнодорожных путях, особенно около станций! Станции, на которых составляют разные поезда, называют сортировочными: вагоны здесь сортируют, направляя в различные области и города. Тащить каждый вагон в отдельности электровозом накладно. Поэтому вагоны часто просто-напросто спускают с горки - дальше они катятся сами, по инерции. А автомат, переключая стрелку, направляет вагон на тот путь, где собирают состав. Естественно, когда вагон катится сам собой, никто за ним не следит - так недолго и под колеса попасть! И "играть" с таким вагоном тоже смертельно опасно: есть среди вас любители что-то положить на рельсы! Здесь есть опасность не только для вас, но и для вагона, целого состава: они могут упасть под откос!
А вот правила для метро. Если ты спустился в "подземку", помни: нельзя стоять у края платформы и, тем более, наклоняться над путями. Ты можешь потерять равновесие и упасть. Тебя могут толкнуть спешащие на посадку пассажиры. Или сам зазеваешься, и тебя заденет прибывающий поезд. Что нужно помнить, находясь в вагоне? Нельзя, например, трогать ручку, на которой написано "стоп-кран": она здесь для того, чтобы поезд можно было остановить в экстренном случае. Например, если кто-то вдруг выпадет из вагона. Почему выпадет? Ты видел на дверях вагона метро надпись "НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ"? Это означает, что облокачиваться на двери нельзя: они автоматические и, если что-то сломается, могут открыться сами собой. Когда двери закрываются, нельзя их удерживать: тебя может прищемить! Не нужно стараться проскочить в уже закрывающиеся двери: через минуту-другую придет следующий поезд. Так зачем же рисковать здоровьем и даже жизнью?! Если тебе выходить не скоро, то - для твоей же безопасности - не нужно стоять у дверей: тебя могут случайно толкнуть, ударить сумкой или чемоданом. Так что, если ехать далеко, спокойно проходи в середину салона. Кстати, больше вероятность, что там окажется свободное место. И, конечно, пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми место надо уступать всегда, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.
Велосипед и велосипедисты
Если ты сел на велосипед и поехал, ты такой же участник движения, как водитель шикарной иномарки. А значит, должен соблюдать правила дорожного движения. Правила эти не сложны, и запомнить их легко.
Во-первых, ездить на велосипеде по тротуару нельзя: можно сбить прохожих. И по проезжей части, пока тебе не исполнилось 14 лет, тоже нельзя: можно попасть под машину. Вообще, если тебе нет 14 лет, "Правила дорожного движения" запрещают тебе выезжать из двора. Поэтому в городе лучше всего кататься по велосипедной дорожке, она обозначена специальным дорожным знаком: белый велосипед на синем круге. Здесь ты можешь не бояться, что тебе помешают. Правда, пока велосипедных дорожек в нашей стране не очень много, но с каждым годом появляются все новые.
Во-вторых, сигналы светофора тебя тоже касаются! Для большей безопасности, подъехав к пешеходному переходу, нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу пешком, ведя велосипед за руль. Если, конечно, тебе исполнилось 14 лет.
В-третьих, если тебе все-таки пришлось выехать на дорогу (например, за городом или в деревне), научись подавать водителям сигналы. Если тебе надо повернуть направо, вытяни правую руку, если налево - левую. Собираешься остановиться - подними любую руку вверх. У автомобиля для подачи сигналов поворота и остановки есть специальные фонарики. У велосипедиста - только руки.
И, в-четвертых, если твой велосипед оснащен фонариком, лучше, чтобы он горел всегда, а не только вечером. Не для того чтобы тебе было лучше видно, а чтобы другим было лучше видно тебя.
Взаимная вежливость
Может быть, ты видел над дорогами своего города плакаты, на которых написано: "Водитель и пешеход, будьте взаимно вежливы!" Как ты думаешь, что это значит?
Водитель и пешеход в городе без всевидящего ока светофора встречаются редко - там, где есть наземный пешеходный переход. Такой полосатый переход называют зеброй (см. ""Зебра" пешеходная"). Со-гласно правилам дорожного движения, водитель, подъехав к пешеходному переходу, который обозначен знаком "Пешеходный переход" (в синем квадрате белый треугольник с изображением черного человечка), останавливается, чтобы дать возможность пешеходам перейти через дорогу. Это обязательная вежливость водителя.
Можешь ли ты теперь переходить через дорогу по пешеходному переходу? Да, но только тогда, когда увидишь, что все машины во всех рядах остановились и пропускают тебя. Если ты подождешь, когда они остановятся, то тоже будешь вежливым.
Когда водитель и пешеход заботятся о безопасности друг друга, они всегда взаимно вежливы. Это ведь так просто, не правда ли?
"Водитель кобылы"
Леонид Осипович Утесов пел когда-то в старой, но популярной и сегодня песенке: "Какой я вам извозчик? Я - водитель кобылы!.." И он был, в общем-то, прав.
В "Правилах дорожного движения" написано, что водитель - это человек, управляющий каким-либо транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных и верховых животных или стадо.
Во многих странах, и в России в том числе, на дороге все еще можно встретить лошадь, запряженную летом в телегу, а зимой - в сани. Тот, кто сидит в телеге или санях и правит лошадью, называется водителем гужевого транспорта. Гужевым называется транспорт, где в качестве движущей силы используется сила животных - лошадей, волов, оленей, собак. Так вот, водитель гужевого транспорта тоже должен соблюдать правила дорожного движения.
Например, управлять гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лишь с 14 лет. Если телега или сани едут по дороге, их водитель должен держаться как можно правее, а еще лучше - ехать по обочине, если это не мешает пешеходам. А если надо выехать на проезжую часть, водитель должен остановиться и дальше вести лошадь под уздцы. Времена, когда бравый ямщик был царем на долгих трактах, ведущих из города в город, и его тройка с бубенцами летела с максимальной для себя скоростью, давно прошли. Быть сегодня "водителем кобылы" не просто. Но, как в пословице: "Коль взялся за гуж, не говори, что не дюж!"