На букву Д, часть 5

   
   

Дирижабль и безопасность на дорогах

В XVIII веке два француза, братья Монгольфье, склеили из бумаги большой воздушный шар, наполнили его горячим воздухом и поднялись в небо - так человек начал летать. Но воздушный шар летел туда, куда дул ветер. Тогда воздушный шар сделали вытянутым, как дыня, под ним укрепили специальное помещение для людей и груза (гондолу), поставили двигатель, который вращал пропеллер, - и получился дирижабль. Долгое время именно дирижабль служил главным воздушным транспортом: первые самолеты были слишком малы, у них быстро заканчивался бензин. А дирижабли, огромные, как современные дома, летали медленно, но далеко.

Сегодня первенство в небе за самолетами и вертолетами. А дирижаблям придумали другую работу: они висят над городом, над оживленными дорогами. Пилот дирижабля, если увидит сверху, что на дороге случилась авария, образовался затор, сообщит об этом на пост дорожно-патрульной службы, и на место происшествия приедут инспекторы. Дирижабль может находиться в воздухе долго - хоть целый день.

Раньше за порядком на дорогах следили с вертолетов. Но использование винтокрылых машин слишком дорого: они потребляют очень много горючего. Поэтому сегодня вертолеты чаще используют для того, чтобы доставить в больницу человека, пострадавшего в аварии. Вертолет может сесть на любую ровную площадку рядом с дорогой и даже на саму дорогу. Такие вертолеты "скорой помощи" спасли немало жизней.

Дороги: какими они бывают?

Дороги бывают разными. Согласно "Правилам дорожного движения", "дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии".

Самая простая дорога - грунтовая. Ее строят так: проходит трактор и снимает верхний слой земли вместе с травой. Потом по этой дороге начинают ездить автомобили и укатывают землю, или, как говорят профессионалы, грунт. Или же грунт привозят на самосвалах и делают из него насыпь, а потом укатывают. Сверху на такую дорогу не кладут ни песок, ни камень, ни бетон, ни асфальт. Летом и зимой ездить по ней легко: летом грунт высыхает, а зимой замерзает, становится твердым. А вот весной или осенью, когда тает снег или идут дожди, по такой дороге проехать очень трудно: она размокает, покрывается лужами и становится скользкой, колеса машин оставляют глубокие колеи.

Чтобы дорога не размокала, сверху на грунт можно насыпать много мелких камней - щебня, гравия. Его разравнивают, а потом укатывают тракторами или тяжелыми автомобилями. Такая дорога называется щебеночной или гравийной. Проехать по ней уже проще в любое время года, хотя, пока все камешки не будут укатаны колесами, автомобиль будет трясти.

Если же залить камни сверху бетоном (или уложить бетонные плиты), получится бетонная дорога, или "бетонка". Бетон - очень прочный материал, но слишком гладкий, шины автомобилей по нему скользят, а на стыках плит автомобиль потряхивает. Поэтому бетонные дороги покрывают асфальтом. Так получается асфальтовая дорога.

Мы с вами узнали, какими бывают типы дорог. Но все дороги отличаются друг от друга еще и по статусу. Согласно все тем же "Правилам дорожного движения", дороги делятся на районные, городские и федеральные. По дорогам районного значения транспорт движется только в границах определенного района, по городским - в пределах одного города. А дороги федерального уровня ведут от одного города к другому, иногда - в другую область или даже в другую страну. Некоторые федеральные дороги построены так, что они не пересекаются на одном уровне с другими дорогами. Встречные направления на таких дорогах разделены специальным ограждением. По таким дорогам - автомагистралям - можно двигаться со скоростью до 110 километров в час. А в странах Европы есть дороги, на которых из-за их отличного качества вообще нет ограничения скорости. Эти дороги называются автобанами.

Еще дороги делятся по степени важности. Более важная дорога называется главной, а менее важная - второстепенной. Например, дорога с искусственным покрытием всегда является главной по отношению к дороге без покрытия: щебеночная дорога главнее грунтовой, бетонная - главнее щебеночной, а асфальтовая - главнее бетонной. На дорожных знаках, обозначающих пересечение со второстепенной дорогой, главная дорога обозначается широкой черной линией, второстепенная - более тонкой. Сам знак (в белом треугольнике с красной каймой) в городе устанавливают за 50-100 метров до пересечения дорог, за городом - за 150-300 метров до перекрестка. Иногда под знаком вешают табличку с указанием, сколько метров до пересечения с другой дорогой.

А как определить, какая дорога главнее в городе, где все дороги покрыты асфальтом? Для этого тоже есть специальные знаки. Например, желтый ромб с белой каймой означает главную дорогу. Иногда на перекрестке главная дорога меняет направление, тогда под этим знаком находится вспомогательный. На нем широкой черной полосой показано, как изменяется направление главной дороги.

На второстепенных дорогах перед перекрестком вешают знаки "Уступи дорогу" (перевернутый белый треугольник с красной каймой) или "Стоп" (красный шестиугольник с надписью "СТОП"). Первый знак означает, что водитель, выезжая со второстепенной дороги на главную, должен пропустить любой транспорт, который движется по главной дороге. Даже велосипед! А знак "Стоп" предупреждает, что водитель, подъехав к перекрестку, обязан остановиться, даже если на главной дороге нет машин. Этот знак означает, что движение без остановки запрещено.

Надо также помнить, что выезд из двора на любую дорогу всегда является выездом со второстепенной на главную дорогу. И надо обязательно остановиться и уступить дорогу автомобилям, автобусам и даже пешеходам.

Дорожное строительство

Дороги начали строить очень давно - сотни веков назад! Строили дороги древние египтяне и древние греки; строили дороги в Древней Персии и Финикии. Но наибольшего мастерства в дорожном строительстве достигли древние римляне. Постоянно воюя, они подчинили себе большинство окружавших их стран, дошли даже до Британских островов. Римляне сразу поняли, что хорошая дорога - главный фактор для быстрого перемещения войск. Дороги в Древнем Риме строили рабы. Сначала они копали широкую канаву глубиной примерно в половину человеческого роста. Дно канавы засыпали мелким камнем, затем укладывали крупные камни, тщательно их утрамбовывая. А сверху дорогу мостили каменными плитами. У древнеримских дорог даже были по краям специальные канавки - водоотводы, чтобы после дождя не образовывались лужи. Дороги эти построены настолько надежно, что некоторые из них сохранились до наших дней. И по ним вполне можно ездить на современном автомобиле!

После того как Римская империя распалась, прошло несколько веков, прежде чем в Европе научились строить новые дороги. Однако большинство из них были грунтовыми, булыжником мостили только городские улицы, да и то те, что были в центре города, в богатых кварталах. И лишь в XVIII-XIX веках начали строить мощеные дороги между городами. Строили их почти так же, как в Древнем Риме: сначала копали канаву, дно которой засыпали песком. А затем на песчаную подушку ставили специально отесанные гранитные камни и тщательно их выравнивали. В конце позапрошлого века дороги стали заливать асфальтом, хотя в Европе до сих пор немало городов, в которых улицы мощены камнем, как и сто, и двести лет назад.

Сегодня дороги строят гораздо быстрее, чем раньше. Сначала на карте размечают будущую трассу, затем ее планируют на местности. Потом в дело вступают грейдеры - мощные тракторы, снимающие верхний слой почвы на 1,5-2 метра. Бывает, что на пути грейдеров оказываются реки, овраги или низины, тогда строители возводят мосты или сооружают земляную насыпь. Так делается основание дороги. Готовое основание засыпают метровым слоем песка, который тщательно укатывают специальными катками. Как только песок осядет, уплотнится, насыпают еще один слой, который тоже укатывают. На укатанный песок насыпают щебень и снова укатывают. Так готовится дорожная "подушка". И лишь после того как песок и щебень достаточно осядут, подушку заливают слоем бетона толщиной 20 и более сантиметров. Когда бетон застынет, кладут асфальт: два слоя толщиной 5-7 сантиметров каждый. Вдоль дороги копают специальные канавы, чтобы отводить дождевую воду, а в городах под ними строят так называемую ливневую канализацию.

Правильно построить хорошую дорогу непросто и очень дорого. Поэтому и относиться к дороге нужно бережно.

Дорожные знаки помогут!

Если ты сомневаешься, как поступить, подойдя к дороге, посмотри вокруг: тебя окружают дорожные знаки, которые обязательно помогут.

Дорожные знаки делятся на несколько категорий. Есть знаки предупреждающие, их рисуют внутри красных треугольников. Такие знаки предупреждают, что впереди преграда или опасность, например железнодорожный переезд, перекресток, скользкая дорога и т.п. Знак, изображенный на рисунке, означает пересечение с велосипедной дорожкой. Эти знаки сообщат водителю и о том, что он приближается к пешеходному переходу, велосипедной дорожке, месту, где на дорогу могут выбежать дети и т.п. В этих и во многих схожих случаях у водителя есть время снизить скорость, чтобы он мог вовремя остановить автомобиль.

Есть дорожные знаки запрещающие, их отличительная черта - красный круг. Эти знаки запрещают вообще въезд в жилую зону или только въезд для автомобилей и мотоциклов. Запрещают проезд тяжелого транспорта. Но они же запрещают в определенных местах даже езду на велосипеде и проход пешеходов!

А есть предписывающие знаки, которые изображают в кружках синего цвета. Эти знаки указывают водителям, в каком направлении им можно двигаться на перекрестке, направление объезда (см. "Объезд"). Эти же знаки, кстати, обозначают велосипедную (белый велосипед на голубом фоне) и пешеходную дорожки - белого цвета пешеход на голубом фоне.

Знаки особых предписаний тебе знать необязательно, во всяком случае все. Но некоторые ты запомнить обязан. Например, знак "Пешеходный переход", его ставят там, где на асфальте есть "зебра". Или знак, который обозначает остановку маршрутного транспорта - автобуса, трамвая и такси. Подобные, хотя и несколько иные по форме, обозначают жилую зону, где водители должны двигаться с небольшой скоростью.

Информационные знаки - синие, белые, зеленые или желтые прямоугольники - рассказывают о том, с какой скоростью должен двигаться транспорт, где находятся стоянка и подземный или надземный пешеходный переход. Они же помогут узнать, в какой город ведет дорога, как объехать место, где дорога закрыта на ремонт и многое другое.

Тебе не помешает знать, и что означают знаки сервиса. Благодаря им найдешь больницу, место, где можно перекусить, отделение милиции, пляж и даже туалет.

Если под дорожным знаком есть табличка с изображением стрелки или какого-нибудь транспортного средства (легкового автомобиля, грузовика, мотоцикла, велосипеда и т.п.), это значит, что дорожный знак действует только для того направления, на которое указывает стрелка, или только для того вида транспорта, который изображен на табличке. Если на табличке скрещенные молоточки, знак действует только по будням, а если солнышко красного цвета - то в выходные дни. Такие же таблички показывают, как надо ставить автомобиль на стоянку, как проходит направление главной дороги, в какие дни недели и какое время суток действует тот или иной дорожный знак. Ими же обозначаются знаки пешеходного перехода для инвалидов (например, незрячих людей) и стоянки для машин, принадлежащих инвалидам.

Язык знаков нужно научиться понимать. Это поможет тебе, и если ты сядешь за руль автомобиля, и если всю жизнь будешь просто пешеходом.

Дорожная разметка

Белые и желтые полосы, нанесенные на асфальт в определенных местах, называют дорожной разметкой. Она помогает водителям ориентироваться в пути. Например, стрелки на асфальте показывают разрешенные направления движения. А если разметка напоминает пунктир (ее еще называют прерывистой), то это означает, что автомобилю можно перестраиваться из ряда в ряд. Если разметка без разрывов, сплошная - обгон здесь запрещен. Такие сплошные линии - одинарные или двойные - разделяют встречные и попутные потоки транспорта.

Желтый зигзаг на асфальте вблизи тротуара означает, что ставить здесь машину нельзя: это место предназначено для остановки маршрутного транспорта - троллейбусов и автобусов. Недавно в Москве асфальт около остановок начали укладывать ярко-красный, очень заметный - и водители автомобилей стали реже ставить здесь свои машины.

А еще разметкой наносят прямо на поверхность проезжей части данные о самой дороге. Например, ее номер (все трассы в мире пронумерованы). И водитель, посмотрев на карту, может узнать, туда ли он едет и не пора ли поворачивать.

Многое может рассказать разметка и пешеходу. Например, вот пешеходный переход: широкие белые полосы, которые, как ты уже знаешь, называют "зеброй". "Зебра" доходит до середины дороги, где за двойной линией разметки начинается полоса встречного движения. Здесь нужно остановиться и пропустить машины, которые движутся справа от тебя. Но лучше переходить проезжую часть тогда, когда на ней вообще нет машин.

ДТП - дорожно-транспортное происшествие

   
   

Событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства (и с его участием), при котором ранены или погибли люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы или причинен другой материальный ущерб, называется дорожно-транспортным происшествием. Или, сокращенно, - ДТП. Так написано в "Правилах дорожного движения".

Так уж получилось, что и наша книжка началась с рассказа о таком происшествии (см. "Авария - это беда!"). Поэтому еще раз придется повторить: причиной большинства дорожно-транспортных происшествий становится грубое нарушение правил дорожного движения. Неважно, кем - водителем или пешеходом. Но именно на долю пешеходов приходится наибольшее число дорожно-транспортных происшествий в городе, при которых погибли или ранены люди. А три четверти ДТП, которые называют "наездом на пешехода", происходят из-за того, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте.

Если водитель и пассажир, сидящие в машине, хоть немного защищены жесткостью кузова автомобиля, ремнями и подушками безопасности, то пешеход в ДТП - беззащитен. Даже автомобиль, который движется сравнительно медленно, со скоростью всего 30 километров в час, может задавить его насмерть. Поэтому прежде чем перебежать дорогу перед приближающимся автомобилем, подумай: успеешь ли? Лучше же подождать на тротуаре или обочине несколько минут или дойти до пешеходного перехода! Если все пешеходы будут так делать, аварий и, главное, трагедий на дорогах станет гораздо меньше.

Смотрите также: