На букву Ш, часть 4

   
   

Шофер или шоффер?

Сегодня мы называем того, кто управляет автомобилем, водителем. А еще совсем недавно его называли шофером. Может быть, ты слышал когда-нибудь песенку "Крепче за "баранку" держись, шофер"? Откуда же взялось это слово? Интересно, что сто лет назад его писали не с одной, а с двумя буквами "ф" - шоффёр. Почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо отправиться в позапрошлый век, когда, как ты уже знаешь, еще не было автомобилей, работающих на бензине, но было много механических экипажей с паровым двигателем. Чтобы поехать, водителю приходилось сначала топить дровами особую печку, которая грела котел с водой. По-французски "затапливать" или "отапливать" звучит как "шоффе" (chauffer), а человек, который топит печь, - "шоффер", то есть кочегар! И когда появились первые автомобили с бензиновыми двигателями, бензиновые автомобили, их водителей тоже стали называть шофферами. А потом одна буква "ф" у этого слова в России потерялась.

Первым российским шофером стал редактор газеты "Одесский листок" В.Навроцкий, который в 1891 году привез в Одессу автомобиль марки "Панар-Левассор" и начал на нем ездить по городу. А первым шофером в Санкт-Петербурге был архитектор А.Журавлев, который привез за 3 тысячи рублей машину из-за границы и впервые выехал на ней в город 9 (21) августа 1895 года со скоростью 25 километров в час. Об этом событии сообщали местные газеты: "Коляска без лошадей проехала по Царицыну лугу (Марсово поле), а оттуда в Павловск..."

Ну а поскольку все автомобили тогда были открытые, одевались шоферы удивительно: летом в длинный кожаный плащ и кожаные штаны, на голове - кожаная кепка, на лице - маска и очки! Зимой шоферы носили шубы до пят, как и русские извозчики. Кстати, в Москве первых шоферов и называли "извозчик автомобиля".

Штраф - наказание за нарушение

Во всех странах тех, кто нарушает правила дорожного движения, наказывают. Человек, который проехал на красный сигнал, остановился в неположенном месте или ехал со слишком высокой скоростью, должен заплатить за нарушение штраф (если, разумеется, это нарушение не привело к серьезным последствиям).

Слово "штраф" происходит от немецкого strafe, что и означает "наказание". Недавно в России штрафы повысили. И теперь самое опасное нарушение правил дорожного движения - управление автомобилем в нетрезвом состоянии - обойдется водителю в 5 тысяч рублей. Кроме того, его еще и водительского удостоверения лишат.

Ну а пешеходам тоже нужно помнить про штрафы, например, за неправильный переход проезжей части. Может быть оштрафован и пассажир в автобусе (трамвае, троллейбусе) за проезд без билета или нарушение правил проезда в общественном транспорте.

Шлагбаум поперек дороги

Для чего нужен шлагбаум, вы уже знаете, если же забыли, прочитайте еще раз главу про железнодорожный переезд. Слово "шлагбаум" - немецкое, оно означает бревно, которым в незапамятные времена в Германии перегораживали дороги. Тогда в Германии было множество маленьких княжеств. Хочешь из одного в другое попасть - плати денежки! А бесплатно проехать шлагбаум не даст. В старой России шлагбаумы тоже стояли при въезде в города и на дорогах. Здесь отставные солдаты проверяли у путников документы - "подорожные".

Сегодня у шлагбаума такая задача тоже сохранилась: он впускает и выпускает автомобили с платных стоянок. Нажал на кнопку, получил жетончик - шлагбаум поднялся и тебя пропустил. Надо обратно выехать - заплати за стоянку, опусти в щель автомата жетончик - шлагбаум поднимется. Но все-таки самое важное его назначение - охранять от водителей-лихачей железнодорожные переезды. Чтобы шлагбаум был виден издалека, его красят в красно-белый цвет.

Смотрите также: