НА ДНЯХ по личному приказу министра внутренних дел в столице началась акция по выявлению вымогателей в форме ГИБДД. Вместе с сотрудниками Главного управления собственной безопасности в рейд отправился наш корреспондент на своей машине.
"ТЫ понаглее давай, - объяснял один из оперативников, мой напарник, - сегодня для тебя правил нет. Считай, что ты новый русский на "Мерседесе" из анекдотов". Надев рюкзак с неприметным глазком камеры в лямке, рассовав по карманам радиомикрофоны, диктофоны и блоки питания, я отправился на охоту.
Как назло, прячущихся обычно под каждым кустом инспекторов в тот день как ветром сдуло (скорее всего, о готовящейся акции их кто-то предупредил). Покатавшись по нескольким московским улицам, на Ленинском проспекте мы аккуратненько обогнали длиннющую пробку перед светофором по встречной полосе. Нас остановили. Дорожный инспектор сопроводил меня в машину к старшему лейтенанту, который принялся заполнять протокол о грубом нарушении. Глядя прямо в объектив моей камеры, строгий офицер отрезал: "Я сегодня взяток не беру. Вчера брал, завтра буду брать, а сегодня не могу - за мной наружное наблюдение. Командир с биноклем мои протоколы считает, а на пенсию мне пока рано. Так что вот тебе повестка в суд - походишь пару месяцев пешком". Все попытки "договориться" натолкнулись на угрюмое упорство кристально честного именно в этот день старшего лейтенанта.
Следующей стала главная столичная магистраль - Новый Арбат. Там-то уж точно мой потрепанный "жигуленок" должны были враз остановить за движение по полосе, предназначенной лишь для правительственных и прочих "мигалочных" машин. И вот я гордо лечу с двойным превышением скорости по знаменитому "разделу". Но и тут происходит чудо: гаишники, едва успевая отпрыгнуть буквально из-под бампера, отворачиваются и не проявляют к моему вопиющему хамству никакого интереса.
Пришлось сворачивать к еще одному месту, известному постоянными дэпээсовскими патрулями, - к смотровой площадке на Воробьевых горах.
"У, да ты уже пешеход! Надо же, за день два нарушения - это круто", - остановивший меня инспектор с уважением рассматривал выданное час назад его коллегой временное разрешение. "Пожалейте, дяденька, меня с работы без машины выгонят!" Добрый милиционер сжалился и объявил, что я "накатался на 100 рублей". Однако, войдя в мое положение, согласился "разойтись на половине", а камера запечатлела его улыбающуюся физиономию и руку, протягивающую документы в обмен на 50-рублевую купюру. Он был первым и последним в тот день мздоимцем.
Следующий инспектор сразу же углядел крошечный объектив камеры и поинтересовался, хорошо ли она работает. Предлагать взятку в такой ситуации было глупо, и второй за день протокол на мою фамилию занял место в моем кармане. Больше меня никто не останавливал.
P. S. Благодаря стараниям сотрудников ГУСБ мои права были возвращены на следующий день. На память о рейде мне остались повестка в суд и теплые воспоминания о том, что на гаишников тоже можно найти управу. Хотя, с другой стороны, есть у меня пара знакомых, которые ищут эту самую управу другим способом. Они уплатили штрафы за превышение скорости через суд. "Да, было много мороки, время потеряли, да и деньги отдали. Но одно греет - не гаишникам в карман, а в бюджет государства". Вот такой случился переворот в сознании некоторых граждан по поводу банальной взятки на дороге.