В N 42 мы рассказали о жалобах водителей грузовиков, которые каждый день пересекают МКАД и имеют дело с проверками ГИБДД. Буквально на следующий день после выхода газеты КПО (контрольно-профилактический отдел, созданный несколько лет назад для обеспечения законности в рядах ГИБДД) решил проверить, как несут службу работники дорожной милиции, и пригласил нашего корреспондента в рейд с сотрудниками особого подразделения.
Ловля на живца
ПОМНИТЕ анекдот: "Тормозит гаишник кавказца на "мерсе". Тот выходит и говорит: "Нэ открывай багажник, нэ надо. Я тэбэ 1000 долларов дам". Тот, поколебался, но открыл. Багажник был пуст. "А я с тобой в "Полэ чудес" играл, дарагой".
Наше "Поле чудес" началось с фуры с казахстанскими номерами и виртуальным грузом японских телевизоров. В кабине под видом успешного коммерсанта сидел сотрудник КПО с включенным диктофоном в кармане. За фурой следовала "десятка" с тонированными стеклами, откуда снимали скрытой камерой. В багажнике "десятки" лежал автомат и ящик патронов... План был прост: въехать в Москву со стороны Окружной дороги. Наша фура "попалась" при въезде на Алтуфьевское шоссе - обычная проверка документов и груза. Вот тут-то и загвоздка. Наша машина опечатана, досмотреть ее нельзя. Лейтенант ГИБДД, сославшись на подозрительные документы (которые, кстати, были в полном порядке), вызвал работника УБЭПа (Управление по борьбе с экономическими преступлениями). Как потом выяснилось, они были приятелями и "борец" в тот день не работал. Хотели ли из нас здесь вытрясти деньги или нет - узнать не удалось. Было принято командное решение - не дожидаться убэповца (ведь на это могло уйти полдня) и бежать. "Заодно проверим быстроту реакции. А то мы здесь уже полчаса греемся с автоматом в багажнике, а нас еще никто не досмотрел. За такую халатность можно здорово поплатиться", - переглянулись ребята.
Погоня
ЗАБРАТЬ водительские права со стола было делом нескольких секунд - никто из наряда ДПС (дорожно-патрульной службы) на происходящее внимания не обратил. Фура умчалась, а мы продолжили наблюдение из "десятки". По закону (правилам) преследование должно вестись на патрульной машине с мигалками, мегафоном и вооруженной группой поддержки. На деле все было совсем по-другому. Только спустя пять минут из здания поста выскочил лейтенант и, остановив проезжавший мимо автомобиль, рванул следом. Догнав чуть было не упорхнувший "ценный" груз, гаишник, угрожая пистолетом, заставил всех выйти из машины. Ребятам ничего не оставалось, как раскрыть карты и показать удостоверения. Проверка других въездов смысла не имела, новость о контроле разнеслась мгновенно.
Почем нынче свежий воздух?
СЛЕДУЮЩИМ пунктом было Новорижское шоссе, где дальнобойщиков обирали "экологи". Найти их не составило труда. Гаишник тормозил фуры и отсылал водителей в деревянную хибарку к "экологам". Кстати сказать, контроль экологической милиции ввели лишь на короткий срок в качестве эксперимента, и он был прерван до принятия федерального закона. Тот экологический контроль на дороге, свидетелями которого мы стали, нарушал все законы. "Экологи" стояли с дымомерами и требовали от водителей сертификаты Московской области. Понятно, что у водителей других регионов их не было. В таком случае необходимые документы предлагалось приобрести за определенную сумму (в нашем случае это 200 руб.). Лицензия у наших "экологов" оказалась только на обслуживание транспортных предприятий, а не транспортных средств. По словам одного из "экологов", водители якобы сами останавливаются, проверяют дымомером СО2 и получают сертификат. Тогда остается непонятной роль гаишника, который отправлял водителей к "экологам"... Правда, по его словам, он стоял здесь по поручению руководителя подразделения.
Конечно, проверка на дорогах - мера необходимая. Но если вы столкнулись с фактами вымогательства со стороны сотрудников ГИБДД, лучше не деньги давайте, а перепишите данные представителя ГИБДД и номер его личного жетона и позвоните в службу КПО (телефоны доверия: для Москвы - 923-78-92, для Московской обл. - 208-11-87). Тогда и злоупотреблений будет меньше. Кстати, штрафовать за нарушение правил могут лишь сотрудники ГИБДД, имеющие служебную машину, форму, удостоверение и личный жетон. Теперь он круглый, в отличие от жетона ППС (патрульно-постовой службы), который до сих пор имеет форму щита. Сотрудники ППС должны проверять документы, НО НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ШТРАФОВАТЬ.