С МОМЕНТА появления на свет Правил дорожного движения автомобильная общественность разделилась на два непримиримых лагеря: тех, кто ездит, и тех, кто ловит тех, кто ездит. Гаишники, объясняя участившиеся аварии и хаотически-опасную езду на столичных дорогах, обвиняют автолюбителей в постоянном нарушении ПДД. Но ездить по Москве, соблюдая правила, НЕВОЗМОЖНО! Чтобы это доказать, мы решили попробовать проехать по одной из главных магистралей города - Садовому кольцу четко в соответствии с "буквой закона".
"Правильные" абсурды
НАЧИНАЕМ эксперимент от дверей редакции на Мясницкой. Не успели завести машину, как уже нарушили правило 2.3.1: "Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортных средств". Нужно было хотя бы для виду постучать по колесам, проверить, работают ли дворники и гудок... Трогаемся. За автомобилем обнаружилась сплошная полоса. Но линию (1.1) пересекать запрещается. Кстати, эти же линии чертят на парковках. Значит, если вы припарковались не очень ровно и наехали на белую линию или едете поперек парковочной площадки, то все время нарушаете ПДД - пересекаете сплошные! Чтобы выехать, не нарушая правил, мы должны были бы ждать, пока уедет половина машин, стоящих на Мясницкой.
Продолжаем движение по Малому Харитоньевскому переулку. Слева и справа припаркованы машины, разделительную линию пропускаем между колес. Это еще одно нарушение - "наезжать на прерывистые линии разрешается лишь при перестроении" (9.7). Выезжаем на Садовое. На нас, прильнув к тонированному стеклу, удивленно уставился водитель джипа. Действительно, не часто увидишь иномарку (а это - мы), которая едет со скоростью 60 км/ч (10.2), при этом внутри сидят два пристегнутых человека (2.1.2), а водитель держит руль двумя вытянутыми руками (экзаменационные билеты рекомендуют обнимать рулевое колесо именно так). Останавливаемся точно у стоп-линии на светофоре на Таганке и тут же провоцируем аварийную ситуацию: перед нами осталось место еще для нескольких машин, которое иномарки успели занять, лихо обогнав нас по встречной. В остальном же ехать было скучно: "При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия" (9.4). Один круг по Садовому с соблюдением всех правил мы сделали за 45 минут (пробок не было). Потом проехали круг, как остальные водители. Дорога заняла не более получаса.
Иначе никак
ПОНАБЛЮДАВ за водителями, мы выяснили основные нарушения, которые стали традиционными для московских улиц.
Нарушение скоростного режима. По Садовому кольцу и любым другим улицам, где это возможно, принято двигаться СО СКОРОСТЬЮ ПОТОКА. Но если спидометр вашего авто будет показывать 60 км/ч, догнавшие водители начнут злобно моргать фарами и сигналить.
"Зебра". Увидев человека, шагнувшего на обозначенный разметкой нерегулируемый пешеходный переход, водитель обязан остановиться и пропустить идущего. Однако на практике у резко затормозившего перед "зеброй" автомобилиста появляется шанс познакомиться с едущим сзади коллегой по движению.
Парковка. Машину у нас оставляют на остановке общественного транспорта, пешеходном переходе или на повороте. Иногда объехать брошенный хозяином автомобиль можно, лишь вылезая на встречную полосу движения. А повернуть по правилам (из крайнего правого ряда в крайний правый ряд) из-за припаркованных машин вообще невозможно. Для этого приходится перестраиваться во второй ряд, перекрывая движение тем, кто хочет проехать прямо. А это - грубое нарушение ПДД.
Тусовка на перекрестке. Правила не позволяют водителям выезжать на занятый другими транспортными средствами перекресток даже при горящем разрешающем сигнале светофора. Однако любого альтруиста, попытавшегося дождаться, пока "нейтральная территория" освободится, обругают недобрыми словами и объедут. Нередко это заканчивается тем, что хвост потока, проехавшего на зеленый и желтый, создает помехи тронувшимся с противоположных сторон машинам.
Проезд под знак "Уступи дорогу". Столичные водители не считают зазорным выруливать на главную улицу, расталкивая основной поток и создавая аварийные ситуации. Иначе, учитывая плотность движения, им пришлось бы до поздней ночи ждать, когда на главной дороге иссякнет парад машин.
Все согласны?
А С ДРУГОЙ стороны, как должны поступать водители, если движение на улицах организовано по-дурацки? На центральных автотрассах мало разворотов. По установленным указателям сложно ориентироваться. И если не успел заглянуть в карту, понять, на какую улицу указан поворот, невозможно: есть стрелка, но название улицы не указано. А знаки на Третьем кольце раскритиковал сам мэр: они установлены прямо перед выездом, и человек не успевает перестроиться. И почему, скажите, разрешенная скорость на Третьем кольце - автобане по сути - всего 60 км, как на обычных улицах? Вот все и жмут 100. А как мы долбимся днищем о "лежачих полицейских", потому что они не обозначены! И таких примеров масса. И главное - проблема несоответствия дорожных правил организации дорожного движения в столице НИКОГО не волнует. Приспособились водители: нарушают и деньги держат в бардачке "на всякий случай".
Леонид ЛИПСИЦ, руководитель столичного Центра организации дорожного движения:
- Я, как водитель, могу подтвердить, что по Москве, не нарушая ПДД, очень сложно ездить. К примеру, недавно пробовал проехать площадь Белорусского вокзала. Попытавшись не заблокировать перекресток, остановился на желтый и жду. От объезжавших меня водителей узнал о себе много нового. В итоге поехал на красный. У нас ненормальная атмосфера вождения. Виновна в этом низкая водительская дисциплина. Автолюбители на больших джипах не уважают водителей малолитражек, хотя по правилам все равны. Но, что странно, те же люди, взяв в аренду машину за границей, мгновенно превращаются в законопослушных участников движения.
Глухие адреса
По Лубянскому проезду в сторону Маросейки поворот направо разрешен только из крайнего правого ряда. Он нередко полностью занят троллейбусами. Получается, поворачивать нельзя?
Съезд с Ленинского проспекта на ул. 60-летия Октября. Линия прерывается для поворота только в правый ряд. Получается, что в левый в принципе повернуть нельзя и он должен оставаться пустым. Тогда зачем нужен? Чтобы ловить народ?
У ЦДХ. Можно с парковки съехать только на Садовое кольцо. На Ленинский проспект - нельзя. Не потому, что это опасно. За углом на съезде всегда стоят гаишники.
Площадь Белорусского вокзала. Чтобы пересечь Тверскую ул., двигаясь со стороны вокзальной площади, необходимо проехать на красный свет, оттерев боковой поток. Иначе шансов проехать нет - на светофоре, регулирующем движение, разрешающий сигнал загорается только тогда, когда на площадь выезжает поток с Брестской.