АВТОГРАФ
Что такое автограф? Многие из вас думают, что это тот случай, когда какой-нибудь знаменитый человек распишется у вас в блокноте или на своей фотографии. Но это не совсем так, а вернее - ещё не всё. Если перевести это слово с греческого языка точно, опираясь на его составляющие, то получится "сам пишу", то есть текст, написанный кем-то собственноручно. Причём этот "кто-то" совсем не обязательно должен быть знаменитым человеком. Хотя мы, чаще всего, и говорим, автограф Пушкина, Чехова, Пастернака... Но любая страничка вашей школьной тетради - тоже автограф, ваш автограф. Автографы знаменитых людей коллекционируют, их продают на аукционах. Но кто знает: если вы (через много лет) будете знаменитым, не станет ли ваше школьное сочинение на тему "Как я провёл лето" драгоценным призом, за которым будут гоняться коллекционеры? А значит, чтобы не позориться перед потомками, нужно постараться писать грамотно - что за автограф с орфографическими ошибками?!
АВТОР
Автор - это человек, придумавший и написавший книгу или часть её - главу, рассказ, статью в энциклопедии или в учебнике. В наше время право автора на его произведение охраняется специальными законами, которые не позволяют одним людям присваивать себе то, что написали другие.
Авторами произведений могут быть профессиональные литераторы - писатели, поэты. Они создают художественные произведения - романы, повести, поэмы... Но авторы есть и у справочников, учебников, научно-популярных книг, статей в газетах... Это журналисты, учёные, инженеры, преподаватели, мастера своего дела, которым есть чем поделиться с читателем. Знаком того, что авторское право каждого охраняется законом, является копирайт - значок на обороте титульного листа. Он вот такой - ©.
А вот в старину было совсем не так! В Древнем Риме или в средневековом городе, например, любой человек, которому в руки попадал экземпляр книги (а книги в ту пору, как вы уже знаете, были рукописные), мог сделать с него сколько угодно копий и продавать их. Книги частенько выпускались и вовсе без ведома автора, бывало, студенты записывали лекции своих преподавателей, а потом продавали их, не спрашивая разрешения профессоров! Автор в стародавние времена даже платы за свой труд не получал! Только короли время от времени одаривали "от щедрот" какого-нибудь придворного поэта. Считалось, что автору, в лучшем случае, хватит причитающейся ему славы, которая, впрочем, могла быть и посмертной...
Но уже в XIX веке авторы практически всегда получали за свой труд вознаграждение или гонорар. Помните у Пушкина: "Не продаётся вдохновенье, // Но можно рукопись продать..." Авторский гонорар выплачивается автору издательством, которое покупает рукопись на тех или иных условиях, обусловленных договором, и обязуется выпустить её в виде книги, получив при этом свою материальную выгоду.
АВТОРИЗИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ
Это издание книги отличается от прочих тем, что в подготовке его принял участие сам автор - он просмотрел, поправил и одобрил подготовленную к печати книгу. Таким образом, авторизированное издание - это всегда прижизненное издание. Это имеет особое значение, когда речь идет о произведениях классики, где важно каждое слово, а нередко и каждая запятая. Первое издание, например, "Мёртвых душ" (том I) Николай Васильевич Гоголь лично прочитал и выправил. Таким образом, все последующие издания могут только повторять его во всех деталях: нельзя же нарушать право и волю автора! Авторизированные издания очень важны для литературоведов; им в исследовательской работе нужны тексты, которые не исказили по каким-то причинам редакторы и издатели.
АДАПТИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ
С адаптированными текстами художественных произведений вы, ребята, сталкивались, иногда даже не подозревая об этом. Так называется текст, приспособленный к возможностям определённой группы читателей (по латыни adapto и значит - приспособляю). Такие тексты нужны, например, для детей. Многие классические произведения мировой литературы вы узнаёте первоначально в упрощённом, "детском", варианте. Уже классическими стали адаптированные издания "Робинзона Крузо", "Приключений Гулливера", произведений Рабле и некоторых других авторов. Произведение в адаптированном виде становится короче, но оно не должно быть хуже оригинала! Классика должна оставаться классикой, сохранять всю прелесть и язык оригинала. Поэтому адаптировать (приспосабливать трудных авторов для маленького читателя) должны очень талантливые литераторы.
АЛЬБОМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
В старину (да и во времена сравнительно недавние, уже в ХХ веке) существовала такая традиция: в некоторых домах на самом видном месте лежали толстые альбомы, куда каждый гость вписывал что-то своё - стихотворение, пришедшую ему в голову мысль, несколько слов в адрес хозяйки или хозяина дома... А если гостем был известный писатель или поэт, то такая запись становилась произведением литературы! Так, по дням, месяцам создавался литературный альбом, хранивший следы прошедших эпох. Некоторые из дошедших до наших дней литературных альбомов хранятся в музеях и служат ценнейшим источником для исследований литературоведов и историков литературы. При этом нам не так важно - кто был владельцем альбома, важно - кто был его гостем! Литературный альбом крестьянского поэта и писателя начала ХХ века Ивана Репина, находящийся ныне в государственном хранилище, содержит сотни автографов его современников: И. Бунина, М. Горького, Н. Телешова, В. Вересаева, С. Есенина, А. Мариенгофа и многих других. По воспоминаниям писателя И.А. Белоусова, Репин прямо принуждал своего гостя: "В альбом пиши!.." Вот и получилась настоящая рукописная книга эпохи!
А в XIX веке такие "альбомные стихи" были настолько модными, что многие из них навеки остались в собраниях сочинений классиков нашей литературы. Такие стихи есть у Пушкина, Лермонтова, Тютчева... Вот, к примеру, отрывок из одного альбомного стихотворения Александра Сергеевича, обращённого к его знакомой А.О. Смирновой (и написанного как бы от её имени):
В тревоге пёстрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень благородный
И как дитя была добра...
А всё-таки жаль, что литературные альбомы вышли в наше время из моды! Они бы очень пригодились исследователям литературы грядущих веков...
БИБЛИОТЕКА
Что такое библиотека известно всем. Это собрание книг. Библиотека может быть частной, домашней, а может быть публичной, предназначенной для всех желающих. Домашняя библиотека - для души, каждый владелец собирает книги, которые близки его мировоззрению, его вкусу, интересные ему. Такие библиотеки могут быть маленькими - всего несколько сотен томов, а могут быть и очень большими, насчитывающие тысячи книг. Домашние библиотеки собирают всю жизнь, а иногда даже на протяжении нескольких поколений жизни одной семьи. Только очень серьёзные жизненные обстоятельства могут заставить владельца библиотеки расстаться с книгами. А некоторые собиратели завещают свои собрания в дар музеям и большим публичным библиотекам. Так, например, уникальное собрание поэтических книг И. Розанова сейчас в собственности музея А.С. Пушкина, а великолепная библиотека Н. Смирнова-Сокольского стала частью Российской государственной библиотеки (РГБ)...
Вот мы и подошли с вами к понятию "публичная библиотека". Такие библиотеки есть в каждом городе, почти в каждом селе, а в крупных городах их много - детские и взрослые, специализированные и так сказать "общего профиля". Есть в нашей стране и огромные, уникальные библиотеки. Например, в РГБ (бывшая библиотека им. Ленина) должен в обязательном порядке поступать экземпляр каждой книги, вышедшей в нашей стране!
Первые библиотеки появились еще в Древнем Египте, где их называли "аптеками для души". А название "библиотека" дошло до наших времен из Древней Греции (biblion - книга, а theke - хранилище). А ещё были гигантские библиотеки Александрии и Пергама, книжные собрания русских и западных монастырей... Самой знаменитой и таинственной в нашей истории можно считать библиотеку Ивана Грозного, которую ищут и не могут найти вот уже без малого двести лет!
"Лучшими книгами являютбя те, каждый читатель которых полагает, что он мог ╝ы бам их напибать..."
Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662), французбкий математик, физик, литератор
БИБЛИОФИЛ
Если точно перевести слово "библиофил" с древнегреческого языка, то выходит всё очень просто: библио (biblion)- книга, а фил (philia) - от слова "любить", а значит библиофил - любитель книг.
Библиофилы были ещё в глубокой древности, когда книги не печатали и переписывали от руки. Не исчезли они и после изобретения Гутенберга. Собирали большие библиотеки, охотились за редкими изданиями, переплетали дорогие сердцу книги в кожу и бархат. Не перевелись библиофилы и в наши дни.
Чем же отличается библиофил от "просто читателя"? Тем, что ему интересно общение не просто с книгой как литературным произведением, а с книгой как произведением искусства, как "вещью" со своей судьбой, со своей историей. Библиофилу интересно подержать в руках не просто томик А.С. Пушкина, а непременно первое, прижизненное издание, которое мог перелистывать современник поэта, а то и сам поэт! Руки библиофила как-то по особому ласкают книжный переплёт, разглаживают страницы... Он уверен, что у старой книги есть свой неповторимый запах, по которому можно определить время издания каждой книги. Может быть, это правда: у каждой эпохи свой сорт бумаги, свой секрет приготовления типографской краски, свой материал для обложек и переплётов... Вот и запахи разные! Видя такую любовь людей к книге, можно быть твёрдо уверенным, что никакая компьютерная техника, никакие чудеса сегодняшнего и завтрашнего дня не смогут вытеснить из нашего мира обыкновенную книгу. Книга - одно из чудес света, а что же это за жизнь без чудес?
БУКИНИСТ И ЕГО КНИГИ
Букинист - это человек, торгующий старыми книгами. "А зачем это нужно сейчас, когда на прилавках полно новых книжек, в ярких обложках, с великолепными картинками? А тут какое-то замусоленное старьё!" - воскликнет какой-нибудь торопыга.
Не спешите с такими суждениями, ребята. Бывает, что книга несколько раз переходит от одного владельца к другому: кому-то не понравилась, пришлась не ко двору, а кто-то ищет её по всему свету! А потом, в мире множество книг, изданных много-много лет назад, а понадобились кому-то только сегодня. И ещё учтите, что редкая и старинная книга не всегда есть даже в самых больших библиотеках страны. А ведь именно такие редкие книги очень нужны учёным, писателям, просто влюблённым в книгу людям (см. Библиофил). Вот и работают в городах букинистические магазины, где на полках стоят томики, напечатанные 20-30, а то и 100, 200 и даже 300 лет назад (см. Антикварная книга).
А когда-то букинисты торговали в маленьких, заваленных книгами лавочках, которых было множество (особенно в Москве). Именно там можно было отыскать книги, о существовании которых не подозревали даже историки! В древности любимым местом букинистов был мост через заполненный водой ров у Спасских ворот Кремля и "развалы" у Китайгородской стены. Между прочим, знаете, как называли в XVIII веке купца, торгующего книгами? Библиотекарь, а точнее - купец-библиотекарь. Упоминания о них встречаются в газетах и журналах тех лет. Правда, забавно?
Букинист - профессия древняя, ей сотни лет, у неё есть своя история и свои знаменитости, вроде известных книжников прошлого П. Шибанова или Ф. Шилова, которые даже воспоминания о своих книжных приключениях написали. А если бы не было на свете букинистов, то и многих знаменитых библиотек и коллекций не было бы! И вообще, "букинист" - от французского слова "bouquin" - "старинная книга", а значит, это очень почётная книжная профессия.
"Писатель, который для своего бессмертия нуждается в памятнике, недостоин и памятника..."
Георг Кристоф ЛИХТЕНБЕРГ (1742-1799), немецкий ученый и писатель
Смотрите также:
- Часть III. АВТОР, ИЗДАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ (И-П) →
- Часть IV. ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? (Н-Х) →
- Часть II. АНАТОМИЯ КНИГИ (0-Т) →