На букву П, часть 6

   
   

Писатель и император

Николай Васильевич Гоголь, который никогда не был ни революционером, ни даже диссидентом, к высшей власти относился с должным почтением. И враждовать с нею не собирался. Он был, как сам писал, "добрый христианин" и верноподданный государя, но просто он... писал правду! И делал это со всем блеском гения. А уж дело власти - обидеться или нет на эту самую правду. Вот и в случае с комедией "Ревизор" вначале цензура, как пишет один из современников, "перепугалась и строжайше запретила ее". Но Гоголю удалось (через друзей и, в частности, В.А. Жуковского) передать рукопись в императорский дворец, а графу Виельгорскому поручено было прочитать её императорскому семейству. Читал он хорошо, многие сцены императору понравились, и пьеса после этого прошла цензуру за три дня!

Был император и на премьере: много смеялся, хлопал, после представления зашёл за кулисы; приказал наградить автора и главных исполнителей, как бы мы сегодня сказали, "ценными подарками"... Он и своим министрам в приказном порядке велел посмотреть комедию. Видимо, хотел, чтобы после этого в стране всё стало лучше, а не "как всегда". Министры реагировали на пьесу по-разному. Министр финансов граф Канкрин, например, сказал: "Стоило ли ехать смотреть эту глупую фарсу", а вот император - по свидетельству актёра Каратыгина - будто бы произнес: "Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!.."

Разумеется, и после неоднократного представления "Ревизора", и после выхода в свет "Мёртвых душ" ничего в России не изменилось: если бы литература могла исправлять людей и нравы! Да и отношения между писателем и императором близкими, конечно, не стали. Но Гоголь ещё не раз пользовался монаршей милостью для получения... материальной помощи: то император пришлёт ему за границу энную сумму "на житьё и творчество", то наследник трона поможет, то императрица повелит определить сестёр Гоголя в престижное учебное заведение... Сами они об этом вспоминали, или просто Гоголь не стеснялся просить через близких ко двору друзей о "монаршей помощи"? И так, и так случалось.

Портреты Гоголя

Если бы не было талантливых художников-портретистов, мы с вами, возможно, никогда бы не узнали, какими при жизни были Державин, Фонвизин или Пушкин. Ведь фотографии в ту пору ещё не было! И только по сохранившимся в музеях портретам мы можем представить себе, как выглядели выдающиеся писатели, поэты, композиторы прошлых веков.

Первое из гоголевских изображений, которое нам известно, это рисунок неизвестного художника 1820-х годов, на котором мы можем видеть Гоголя-гимназиста (см. с.1). А потом был блистательный портрет художника А.Г. Венецианова, запечатлевшего молодого писателя в бытность его в Петербурге. "Вечера на хуторе близ Диканьки" уже изданы, раскуплены и сделали автора знаменитым. Гоголь полон творческих планов, удачлив в знакомствах и дружбе с яркими людьми. Он весел и полон сил. Таков он и на портрете Венецианова. А потом, от портрета к портрету, мы с вами можем видеть, как меняется лицо Гоголя, как меняются его характер, его помыслы, отношение к жизни. Гоголя рисуют и знаменитые художники, и случайные знакомые, и даже собратья-писатели. Хорошо известен портрет Гоголя, выполненный рукой А.С. Пушкина. Да и Гоголь, рисовавший очень хорошо, сполна "отплатил" старшему товарищу, оставив для потомков его портрет, исполненный собственноручно (см. "Пушкин и Гоголь"). Эти портреты - скорее наброски пером, карандашом, но насколько они точны и художественны! Известны и рисунки, изображающие Гоголя, сделанные поэтом В.А. Жуковским. На некоторых картинах мы можем видеть Гоголя "за работой": вот на рисунке Э.А. Дмитриева-Мамонова он, в гостях у Нащёкина, читает главы из первого тома "Мёртвых душ", а вот - застыл на репетиции "Ревизора" в Александринском театре (рисунок актёра П.А. Каратыгина)...

Одним из лучших изображений Гоголя считается портрет художника Ф.А. Моллера, сделанный в Риме. "Его портрет, написанный Моллером, - верх сходства", - писал хорошо знавший обоих художник-гравёр Ф.И. Иордан. А друживший с Гоголем в Италии известный художник А.А. Иванов, работая над картиной "Явление Христа народу", не только нарисовал прекрасный портрет Николая Васильевича, но и изобразил его на своём знаменитом полотне. Посетив Третьяковскую галерею, вы легко можете найти Гоголя - его фигура (вполоборота) расположена на полотне ближе всего к Иисусу...

Любопытно, что Гоголь, достаточно охотно и часто позировавший художникам, не любил своих портретов и нередко протестовал против публикации их в своих сочинениях. В 1844 году он писал матери из Германии: "У вас есть мой портрет. Спрячьте его в отдалённую комнату, зашейте в холсте и не показывайте никому... Копии снимать с него никому не позволяйте, ни даже моим сёстрам. Это моё желание..." Правда, некоторые исследователи предполагают, что такая "таинственность" объясняется тем, что именно этот портрет работы художника Моллера Гоголь считал лучшим и заранее предназначил для своего посмертного собрания сочинений. А потому он просто не хотел, чтобы слишком много народу видели портрет заранее...

Кроме портретов, рисунков Гоголя сохранилась и единственная фотография (1845 год) или, как тогда говорили, дагерротип, где Н.В. Гоголь изображён в большой компании русских художников, живших и работавших в Риме. Уже позднее, в начале ХХ века, изображение Гоголя пересняли, укрупнили и теперь вы можете увидеть эту единственную фотографию писателя в любом учебнике литературы XX века.

Пушкин и Гоголь

Если вы, уважаемые читатели, в ладах с арифметикой, то, вычтя из года рождения Н.В. Гоголя год рождения А.С. Пушкина, сразу поймёте, что наш сегодняшний герой был младше великого поэта ровно на 10 лет. А потому, в то время, когда молодой Гоголь отправился "завоёвывать" Санкт-Петербург, Пушкин был уже в зените славы. По воспоминаниям друзей, Гоголь восхищался Пушкиным и мечтал с ним познакомиться. Но в тот первый приезд в столицу встреча не состоялась. Почему? На этот счёт есть два мнения. Некоторые историки предполагают, что Гоголь просто не решился встретиться со своим кумиром, имея в своём активе только обруганного критиками Ганца Кюхельгартена. А вот если верить воспоминаниям П.В. Анненкова, который был приятелем и Пушкина, и Гоголя, то Николай Васильевич отправился с визитом к Александру Сергеевичу "тотчас по приезде в Петербург", но, уже подходя к двери, оробел и не сразу решился позвонить. А когда позвонил, то "на вопрос свой: "Дома ли хозяин?" услышал ответ слуги: "Почивают". Гоголь с великим участием спросил: "Верно, всю ночь работал?" - "Как же, работал, - отвечал слуга, - в картишки играл..." Гоголь позже признался, что это был сильный удар, нанесённый по его "школярскому" восприятию великого поэта, которого он представлял себе "как окружённого постоянно облаком вдохновения". Видимо, он не читал уже написанного к этому времени поэтом стихотворения:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон...

В тот день "хладный сон" вкушала, видимо, не только душа, но и тело великого поэта, а потому встреча не состоялась! Познакомились эти два великих человека только два года спустя, в мае 1831 года, и с тех пор очень тепло относились друг к другу. Пушкин восторгался "Вечерами на хуторе близ Диканьки", а потом подарил Гоголю сюжеты двух его знаменитых произведений. Гоголь в "Авторской исповеди" признаётся, что Пушкин отдал ему свой собственный сюжет, "из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет "Мёртвых душ" (мысль "Ревизора" тоже принадлежит ему)..." Может быть, как признание дарителю Гоголь и назвал "Мёртвые души" поэмой? Хотя поэт и прозаик не всегда сходились во мнениях, оценках того или иного писателя, литературного произведения или явления, они были дружны, а Гоголь до конца жизни считал Пушкина своим настоящим учителем. После трагической гибели поэта Гоголь писал: "Всё наслаждение моей жизни, всё мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета..."

Но ни Гоголь, ни Пушкин, с такой симпатией относившиеся друг к другу при жизни, не могли предположить, что их семьям предстоит породниться. А ведь случилось такое! В конце XIX века внучка великого поэта, Мария Александровна, стала женой племянника Гоголя, сына его сестры Елизаветы Васильевны, Н.В. Быкова. Видно, судьба!

Смотрите также: