Будни и праздники фрилансера

   
   

Пятница, вечер. Очередное нудное совещание, которому не видно конца и края... Вам нестерпимо хочется встать и, не дожидаясь финала, отправиться по своим делам. Вдобавок вас передергивает при виде начальника, который не только снова прилюдно раскритиковал выдвинутое предложение, но еще и обозвал вас, обладателя двух престижных дипломов и семилетнего практического опыта, дилетантом. А еще вы давно мечтаете перестать ежедневно вскакивать в семь утра и тащиться к девяти в офис через весь город в заполненном такими же "счастливчиками" вагоне метро...

Если все вышесказанное к вам не относится, скорее всего, вы идеальный сотрудник для офиса. Впрочем, если вы согласны, по крайней мере, с двумя тезисами, подумайте - может быть, вам на роду написано стать фрилансером и обрести таким образом долгожданную свободу от офисной рутины?

Что это за птица?

Фрилансер (от англ. free lance - свободная занятость) - это специалист, предпочитающий офисной работе свободную охоту за заказами на свои услуги. Сравнение с охотой далеко не случайно - фрилансера, как и волка, "ноги кормят". Как правило, фрилансерами становятся те, кто помимо определенного багажа знаний и практического опыта обладает творческой или редкой профессией, а также смелостью моряка, выходящего в одиночное плавание.

Психологи, занимающиеся вопросами профориентации, обычно выделяют 6 основных причин перехода сотрудника из офиса "на вольные хлеба":

  • Потребность в максимальной и разносторонней творческой самореализации.

  • Нежелание подчиняться жестким внутрикорпоративным правилам.
  • Поиск равностатусного профессионального партнерства.
  • Желание по своему усмотрению планировать день и распределять рабочую нагрузку, самостоятельно определять размеры своего заработка.
  • Присутствие в характере черт и индивидуальных особенностей, делающих человека сложным объектом для управления.
  • Необходимость совмещать профессиональную деятельность с воспитанием детей.

Современные фрилансеры - это люди самых разных профессий: юристы и врачи, психологи, бизнес-консультанты и тренеры, торговые агенты и риэлторы, маркетологи и пиарщики, художники и актеры, фотографы и модели, журналисты, дизайнеры и программисты. Тем не менее профессиональный фрилансер - для России явление относительно новое, в то время как в США и в странах Европейского союза специалистов, зарабатывающих деньги на условиях свободной занятости, очень много. Причем год от года их число растет. Аналитики прогнозируют, что уже к середине XXI века в связи с развитием интернет-технологий дистантная форма работы и свободная занятость станут преобладающими в большинстве сфер деятельности.

Растущий спрос на фрилансеров связан с тем, что западная модель ведения бизнеса все чаще предпочитает проектный подход. То есть под существующий запрос клиента собирается команда специалистов, каждый из которых является профессионалом в определенной области. После выполнения заказа команда может взяться за новый проект или распадается. Как правило, такая форма работы приносит наибольшее удовлетворение и заказчику, и специалистам, работающим над проектом.

В своем отечестве

Большинство российских фрилансеров сегодня заняты в сферах рекламы и PR, журналистики, компьютерного дизайна и интернет-технологий, тренингов и обучения персонала, творческих проектах. Специалисты высокого уровня, имеющие необходимый опыт и деловые связи, часто работают как фрилансеры в области консалтинга - управленческого, кадрового, юридического. При этом наиболее охотно сотрудничают с фрилансерами иностранные фирмы, ориентированные на западные модели ведения бизнеса.

Российские компании со всеми плюсами и минусами отечественного менеджмента, как правило, более консервативны и к фрилансерам относятся настороженно. Что опять-таки вполне объяснимо: ведь основу, костяк большинства российских компаний составляют сотрудники, привыкшие зависеть от стабильной зарплаты, регулярно выдаваемой бухгалтером в пыльных нарукавниках. Твердый оклад (пусть и небольшой по современным меркам) и полная занятость с 9 до 18 пять дней в неделю создают столь ценное в наши дни ощущение стабильности. Рабочий день в офисе обычно приправлен верными средствами от рутины: интригами и сплетнями, борьбой за расположение начальника. Творческому человеку, не желающему включаться в офисные игры, но полному энтузиазма, существовать в такой среде очень тяжело. Получив несколько раз "по шапке" за свои предложения, он либо перестает генерировать идеи, полезные для компании, и начинает заниматься имитацией бурной деятельности, либо уходит в поисках лучших условий для более эффективного приложения своих способностей. Поэтому, как ни парадоксально, именно российские компании "семейного типа" с консервативной структурой становятся основными "поставщиками" фрилансеров на рынок труда.

Что нужно фрилансеру для успеха? Помните, что свободная занятость потребует от вас умения самостоятельно продвигать и рекламировать свои услуги потенциальным заказчикам. И, чтобы преуспеть в этом, необходимо владеть искусством самопрезентации. Самопрезентация для фрилансера - это, во-первых, наглядная информация о нем как о специалисте - портфолио, во-вторых, навыки, которые можно развить путем тренировки.

Портфолио фрилансера - это аккуратно и грамотно оформленная подборка проектов, выполненных им лично или командой с его участием, отзывы о его работе, рекомендательные письма, визитки, дипломы и сертификаты - все, что так или иначе подтверждает компетенцию и профессионализм.

Навыки самопрезентации - это продуманный имидж, хорошо поставленная речь, уверенное поведение, харизма, если хотите, а также умение грамотно формулировать вопросы, внимательно слушать и быстро отвечать собеседнику.

Но самый главный вопрос, который необходимо решать каждому фрилансеру, - где и каким образом найти заказчиков?

К счастью, в наши дни на помощь приходят современные средства коммуникации, в первую очередь - Интернет. С помощью Всемирной паутины фрилансеры создают сайты и регистрируют их в популярных поисковых системах, а также пользуются системами директ-мейл.

Кроме того, фрилансеры, заинтересованные в активном продвижении своих услуг, принимают участие в тематических конференциях, выставках, семинарах, где знакомятся и обмениваются визитками с потенциальными заказчиками. Например, в среде бизнес-тренеров, работающих на условиях свободной занятости, считается, что для получения 5-10 предложений о сотрудничестве, из которых до реализации доходит 1-3 проекта, нужно распространить не менее 200 визиток за один квартал.

Один из самых верных способов привлечения клиентов - "изустная реклама", то есть рекомендации или положительные отзывы о работе, выполненной вами в качестве фрилансера, которые дают одни довольные клиенты другим (пока еще потенциальным). Неслучайно в среде "вольных художников" бытует такая поговорка: "До 40 лет ты работаешь на свое имя, после 40 - имя работает на тебя".

И наконец, в некоторых случаях фрилансер может успешно сотрудничать с компанией-посредником (провайдером), берущей на себя все вышеперечисленные хлопоты и привлекающей фрилансера на стадии, когда договор с клиентом уже заключен. Правда, в этом случае вольнорабочий может потерять в деньгах, но зато выиграть в количестве и регулярности заказов.

Чтобы жизнь медом не казалась

До сих пор мы говорили только о плюсах и привлекательных сторонах "фри ланса". Но это лишь одна сторона медали. Если бы в "казацкой вольнице" фрилансеров не было минусов, то вряд ли кто-нибудь вообще согласился бы с утра до вечера работать в офисе и подчиняться строгой служебной дисциплине.

Первый минус - нестабильность доходов и быстро меняющиеся условия на рынке труда. И какой бы деятельностью ни был занят фрилансер - дизайном, журналистикой, медицинской практикой, тренингами и т. д., - ему все равно необходимо заниматься активным продвижением себя и доказывать свое преимущество по сравнению с конкурентами. При этом основными соперниками фрилансера являются компании, предоставляющие такие же услуги, но обладающие большими возможностями продвижения на рынке и большими финансовыми ресурсами.

Второй минус - сложности с подтверждением опыта и квалификации, особенно когда речь идет о крупном заказе или больших деньгах. Поскольку фрилансер сам по себе является собственной "торговой маркой", качество этой марки нуждается в постоянном подтверждении - как документальном, так и деятельном. Формальное право заниматься какой-либо деятельностью на условиях свободной занятости вы получаете вместе с аттестатом о среднем образовании, но, разумеется, чтобы иметь интересную работу и высокие заработки, школьного образования недостаточно. Лучше всего иметь один, а то и несколько дипломов и хотя бы небольшой практический опыт, самостоятельно реализованные проекты. А если вы собираетесь стать, например, частнопрактикующим врачом, вам будет необходимо получить соответствующую лицензию.

Третий минус - необходимость всегда и во всех ситуациях рассчитывать только на себя. В отличие от офисных сотрудников успешных компаний, о благополучии и здоровье которых радеет работодатель, фрилансер сам вынужден заботиться о социальных благах и гарантиях, таких как отпуск, медицинская страховка, пенсионные отчисления, учет трудового стажа.

Подводя итог, можно сказать, что полная и окончательная свобода - это главная иллюзия начинающих фрилансеров. "Вкалывать на себя" придется столь же активно, как и на работодателя, если вы, конечно, хотите добиться успеха. При условии, что вы правильно определили сферу приложения своих способностей, разумно организовали рабочее время и научились строить коммуникацию с нужными вам людьми, независимая деятельность фрилансера будет приносить вам огромное удовлетворение и в психологическом, и в творческом, и в финансовом смысле. Счастливой охоты!

Смотрите также: