Французы живут в питерских приютах для детей

   
   

ОЛЬГА ПАВЛОВА - потомок дворян-эмигрантов первой волны, бежавших из революционной России на Запад. Семья, карьера - вся жизнь здесь, во Франции. Но судьба Ольги связана с Россией. Она возглавляет благотворительную организацию "Parcours association", проект "Дети улиц Санкт-Петербурга". Ольга и ее французские друзья опекают питерские приюты "Вера" и "Берег", помогают детям из малообеспеченных семей. Сейчас проект приобрел известность в Париже. А когда-то Ольга Павлова начинала его одна, на голом энтузиазме.

- МОИ родители выросли во Франции, но дома мы говорили по-русски, читали вслух "Войну и мир" Толстого. Я с детства мечтала быть учителем. Поступила на факультет русского языка в Лионе. Мой муж француз был чиновником министерства внутренних дел. Мы часто переезжали, и повсюду я преподавала свой родной язык, литературу, культуру. Только на Антильских островах, где мы прожили два года и где родились мои дети, это было невозможно. Какой там русский, на островах с трудом говорят на французском!

- Когда вы впервые приехали в Россию?

- Министерства образования Франции и России устраивали стажировки - обмен преподавателями. Я мечтала увидеть Россию - мистическую, нереальную, о которой мне столько рассказывали в детстве! В 1966 году я отправилась в эту поездку: месяц в Москве, две недели в Ленинграде - ошеломляющее впечатление! Вернувшись во Францию, я долго не могла прийти в себя. Тогда я работала в городе Тур в долине Луары. Стала искать средства, чтобы раз в два года организовывать поездки в Россию для своих учеников и коллег-преподавателей. У нас в школе был русский хор, танцы, мы отмечали по-русски праздники - интересная жизнь!

- Почему вы решили заняться благотворительностью?

- Я вышла на пенсию в начале 90-х. В России тогда были не самые лучшие времена: пустые полки в магазинах, продукты по талонам. Из Франции мы возили в Питер друзьям спички, соль, заменитель сахара... На улицах я видела беспризорных ребятишек... Как им помочь? Денег у меня не было - только пенсия. Мы с подругой Терезой Флессей, нынешним секретарем "Parcours association", приехали в Питер, чтобы посмотреть, что можно сделать нашими скромными силами. Мы не знали, как собрать беспризорных детей, как завоевать их доверие, что им нужно в первую очередь... Обратились за опытом к благотворительной организации "Врачи мира". Нам показали приют, который они организовали, дали список нуждающихся семей. Я поехала по адресам...

Окно в Париж

- ЗВОНЮ многодетной семье Вороновых. Соседи по коммуналке берут трубку: "Да, Юля и Антон Вороновы здесь живут". Я смотрю в список, Юле - восемь, Антону - шесть лет. "Они что, одни живут?!" - "Одни". Мать сбежала, бросив четверых детей, отец лечился в психушке. Старшие дети ушли из дома и выживали, как могли. Юля и Антон встретили меня у выхода из метро. Грязные, тощие, одежонка порвана. Мальчик, как забитый щенок, жмется к сестре. А у той - волосы выкрашены, глазки подведены. Ужас! Дома нищета, грязь. И никто в доме, в школе не поднял тревогу! Я накупила им продуктов - две огромные сумки. На следующий день прихожу - пусто, все съели с голодухи. Я опять в магазин. Понимаю, что мои сумки детей не спасут, но что делать? Мне нужно улетать, билеты поменять нельзя. Звоню в муниципальный приют "Вера". Рассказываю про Вороновых. Мне обещают разобраться.

Вернулась домой с тяжелым сердцем. После всего увиденного спать было трудно. Позвонила в Питер. Оказалось, ребят все-таки забрали в приют, а затем в детский дом. Я потом навещала Юлю и Антона. Дети кинулись мне на шею, как к родной. История Вороновых стала для меня знаковой, определяющей.

Мы придумали такой проект: французская семья берет шефство над одним русским ребенком. Посылки с вещами и сладостями к праздникам. Обмен фотографиями, письмами. Я мечтала, чтобы наши дети - потомки эмигрантов первой волны - переписывались с ребятами в Питере. Утопия! Современные ребята терпеть не могут писать, тем более - незнакомым сверстникам, да еще и по-русски! Мои внуки отказались наотрез. Тогда вместо них начали писать родители.

- Вы "командируете" французов для работы в питерских приютах. Кто эти люди, как они там живут, чем занимаются с детьми?

- Первой на эту идею откликнулась моя парижская знакомая, пенсионер, в прошлом - учитель. Поехала на месяц за свой счет в приют "Вера". Смелая дама - она не знала по-русски ни слова! Дети ее обожали! Возили ее по Питеру, с гордостью показывали Эрмитаж, Русский музей. Учили ее русским словам, хохотали над произношением... Французы, приезжающие в приют, рассказывают детям про свою страну: историю и совсем простые вещи - как во Франции едят, как справляют праздники. Сейчас мы направляем в приюты студентов, изучающих русский язык. Для них это - отличная практика. Для ребят - полный восторг. Иностранцы живут в приюте, едят в столовой и все внимание отдают детям. Отзывы о поездках - замечательные. Сначала руководство приютов по русской привычке принимало французов как гостей. Не просили помощи, а наоборот - старались спрятать проблемы. Но мы объяснили, что люди приезжают работать, помогать. Одна девушка занималась с ребятами фотографией. А другой студент даже преподавал в приюте русский язык!

"Живых" денег не даем

- ФРАНЦУЗЫ не любят давать деньги просто так. После разоблачения финансовых афер в сфере благотворительности люди во Франции перестали доверять таким организациям. Так что первые деньги мы собирали по знакомым, друзьям. Покупали и везли в Россию одежду, лекарства, еду. Все делали сами, без посредников. Постепенно французы поверили нам и откликнулись.

- Недавно в Париже, в университете Сорбонны, вы организовали "Концерт солидарности" с участием учеников Русской Консерватории Александра Скрябина. Какова цель этой акции?

- Идея принадлежит моему сыну Сергею. Внук Антон с четырех лет занимается в консерватории. Сергей подумал, что наши дети - ученики консерватории - могут поработать для своих сверстников из Петербурга: сборы от концерта поступят на счет "Parcours association". Русская Консерватория Александра Скрябина в Париже откликнулась. Этот проект Сергей вытянул благодаря друзьям: аренда зала Ришелье, афиши, программки - все на дружеских началах. Первый концерт солидарности состоялся в прошлом году. На этот раз дети также дали концерт в Гавре - городе-побратиме Санкт-Петербурга. На собранные средства будем помогать малообеспеченным семьям. Мы никогда не даем им "живых" денег. Этот принцип нарушили только раз. Питерская благотворительная организация "Родительский мост" попросила выделить пособие на летний отдых.

Сейчас нам очень нужна помощь людей, летающих в Питер. Кто может захватить с собой несколько лишних килограммов одежды для детей?

"Parcours association", 63, rue Didot, 75014 Paris, France.

Смотрите также: