ИЗ 80 ТЕНОРОВ, участвовавших в прослушивании на место солиста оперного театра г. Аугсбурга (Германия), взяли только одного - 31-летнего Зураба Зурабишвили, выпускника знаменитого музыкального университета "Моцартеум" в Зальцбурге.
- К сожалению, европейцам в основном известны только две грузинские фамилии: Джугашвили и Шеварднадзе, - говорит Зураб, - но для меня Грузия - это Чавчавадзе и Руставели.
Певучая нация
- У НАС была война, а я очень хотел учиться. Отец продал все, что можно, и я поехал в Зальцбург, в университет "Моцартеум". Из 110 кандидатов взяли всего 9 человек. Мне повезло учиться у прекрасного педагога по вокалу.
- Такое впечатление, что в Грузии, так же как и в Италии, людей без музыкального слуха и красивого голоса просто нет. Может, это климат у вас такой особенный?
- Я думаю, что это "в крови", то есть генетически обусловлено. Я, например, пел с детства. У меня был высокий голос - дискант, и я уже тогда знал, что, когда вырасту, стану тенором.
- Грузинский народ известен на весь мир и своим гостеприимством. А в Германии поход в гости планируется за недели, если не за месяцы, "заваливаться" на огонек вдесятером без предупреждения не то что не принято - даже трудно себе представить, что будет с хозяевами в такой ситуации. Как бы "скорую" не пришлось вызывать...
- У меня здесь есть своя компания, в основном - земляки, но среди них есть также местные жители, и хочу сказать, что и они уже постепенно привыкают к нашим "правилам".
- Кстати о правилах. Подозреваю, что к строгому порядку на европейских дорогах после вождения в Тбилиси приспоcобиться было непросто?
- Раньше я здесь ездил со скоростью 240 километров в час, но два года назад попал в очень серьезную аварию, машина перевернулась раз двадцать, но я, слава богу, не пострадал. С тех пор максимальная скорость - 170 километров в час, больше я не хочу рисковать жизнью.
Поклонниц хватает
- ГОВОРЯТ, у теноров больше всего почитательниц - по сравнению, например, с басами. У входа в театр вас не поджидают?
- В основном обращаются в письменном виде. По возможности я стараюсь на письма отвечать. Кроме тех, в которых присутствуют исключительно признания в любви.
- И велика армия этих поклонниц?
- В Аугсбурге - нет, невелика. Но мне хватает.
- Принято считать, что профессия певца подразумевает массу ограничений в повседневной жизни. От чего вам лично приходится отказываться?
- Не рекомендуется есть мороженое, но в малых дозах оно не приносит большого вреда. В день спектакля я исключаю из рациона острую и очень сладкую пищу. Абсолютно недопустим чеснок, ведь я должен по ходу спектакля целовать солистку - и я не хочу, чтобы она упала в обморок!
- Как обстоит дело со спиртными напитками?
- В границах дозволенного, и эти границы я никогда не перехожу.
- Есть еще один вопрос... Вот говорят, что спортсменам и певцам...
- Я уже знаю, о чем сейчас пойдет речь. Вы хотите спросить, можно ли перед спектаклем солисту вступать в интимные отношения? Отвечаю: для басов и баритонов это не имеет никакого значения, а для теноров влияние есть.
- Не понял: так надо вступать или не надо?
- Конечно, надо, но только после спектакля!
Год, но в Большом театре!
- Многие певцы суеверны. У вас есть какие-то свои приметы, от которых зависит успех спектакля?
- Я человек несуеверный. Моя "примета" успеха - в день выступления я обязательно должен час поспать.
- Опера, конечно, серьезный жанр, но на сцене наверняка случаются и какие-то непредвиденные забавные ситуации?
- Однажды в "Кармен" я пел Хозе и в четвертом акте должен был зарезать Кармен. Вдруг с ужасом обнаружил, что у меня в ножнах нет кинжала, он куда-то пропал в самый ответственный момент.
- И как же вы выкрутились из этой непростой ситуации?
- Пришлось ее задушить! (Смеется.) Я потом даже думал: а что это было - "Отелло" или "Кармен"? А еще была забавная ситуация: я забыл текст, но женщина из суфлерской будки, вместо того чтобы мне подсказать слова, только виновато улыбалась. Я пропел несколько слов по-грузински, а затем благополучно закончил всю партию по-итальянски.
- Представьте себе такую ситуацию: у вас есть выбор - одно выступление в заглавной партии в Большом театре или год спокойной более-менее сытой, а главное - стабильной жизни в Аугсбурге, что бы вы выбрали?
- Я бы выбрал год, но в Большом театре!
Зураб Зурабишвили родился в 1973 году в Тбилиси. Был вратарем грузинской футбольной команды, дважды чемпион Тбилиси по шахматам. Учился 4 года в университете (физмат). Окончил 4 курса Тбилисской консерватории по классу "вокал", зальцбургский музыкальный университет Mozarteum. В оперном театре Аугсбурга - с сезона 2003/2004 года ("Макбет", "Ромео и Джульетта", "Идоменей", "Цыганский барон"). Кроме грузинского и русского владеет еще 4 языками: английским, итальянским, немецким и французским. Берет уроки вокала у известного австрийского педагога Ханны Людвиг.
Смотрите также:
- НАРОДНАЯ АРТИСТКА ВСЕГО СНГ МОНСТЕРРАТ КАБАЛЬЕ СНОВА В РОССИИ. Весенняя Монтсеррат →
- Пласидо Доминго: "Я скромный студент своего голоса" →
- Хрупкое существо Пласидо Доминго →