Турист, который живёт на крыше

   
   

Парижские мансардные комнаты - жилые помещения под крышами домов - издавна служили прибежищем для нищей богемы - непризнанных гениев, писателей, художников.

ПРИЕХАТЬ в Париж и поселиться в одной из таких комнатушек, ощутить истинный колорит столицы - что может быть романтичнее? Однако опыт показал: неделя жизни в мансарде способна превратить самого капризного туриста в истинного спартанца.

СЛОВО "мансарда" (la mansarde) вошло в обиход благодаря французскому архитектору Франсуа Мансару (Francois Mansart). В XVII веке он использовал при проектировании парижских домов специальный тип конструкции крыши. Сначала чердачное пространство использовали для хозяйственных целей. Художники оборудовали там творческие мастерские и студии. Однако парижане довольно быстро превратили мансарды в жилые помещения. Крошечные каморки сдавались очень дёшево и стали прибежищем для людей свободных профессий и студентов, приезжавших учиться в столичный университет.

Мансардные комнаты и поныне самое дешёвое жильё в Париже. За 350-400 евро в месяц можно жить в центре, за 110-130 евро - на окраине. Наша комнатушка - 9,8 м2 - находилась на пятом этаже старинного каменного дома на улице Сен-Жак (Rue St-Jacques), в самом сердце города, по соседству с Сорбонной, Пантеоном и Люксембургским садом. Хозяева выставили жильё на продажу за 130 тысяч евро и в ожидании покупателей сдавали комнату жаждущим экзотики туристам.

Подниматься на крышу пришлось пешком. Как и триста пятьдесят лет назад, когда мансарды в Париже только появились, лифта в доме не было. В подъезде отчётливо пахло платьями из старинного бабушкиного сундука, деревянные ступени при каждом шаге издавали тихий всхлип. На подступах к мансарде крутая винтовая лестница стала почти отвесной. Даже представить страшно, как выглядит переезд у здешних обитателей - как затаскивают холодильники, диваны...

Наша квартирка, к счастью, была меблирована: две табуретки, обеденный столик, мини-диван. Слева от окна - микроскопическая раковина для мытья посуды. Справа - нечто, что мы сначала приняли за большой титан для нагрева воды. Святая наивность! Горячей воды в мансарде не было в принципе, а "титан" оказался... душевой кабинкой, возведённой, судя по техническому оснащению, в начале прошлого века. Дверь в кабинку была настолько узкая, что протиснуться в неё можно было, только предварительно намылившись. У человека крупной комплекции шансов сполоснуться не было никаких. Остальные удобства, то есть туалет, разместились на лестничной площадке и обслуживали всех обитателей десяти мансардных жилищ.

Всё, что не поместилось на девяти квадратах на полу, в комнате висело на стенах. В том числе и кровать - деревянные полати, взобраться на которые можно с помощью обыкновенной приставной деревянной лестницы. Пользоваться лестницей пришлось с большой осторожностью: скользкий каменный пол в комнате имел угол наклона не меньше 10 градусов. Это причиняло некоторые неудобства за обедом. Зафиксировать на столе посуду было довольно трудно, она так и норовила скатиться на пол. Разбив пару тарелок и бокалов, мы перешли на пластиковые принадлежности.

Зато какой вид из окна! После экскурсий и безудержного шопинга так приятно отдыхать, любуясь причудливыми парижскими крышами, пыльными мансардными окошками с цветущими геранями на карнизах. Идиллия рухнула через пару дней, когда объявились наши соседи. Судя по запаху, доносившемуся время от времени из распахнутого окна, они не утруждали себя частыми походами в общий туалет на лестницу. Водосточный жёлоб, огибавший карниз под окнами мансарды, помогал им без труда избавиться от содержимого ночных горшков. Оставшиеся до отъезда дни пришлось прожить в прямом смысле слова в атмосфере далёкого XVII века, когда парижане ещё не знали канализации и прочих бытовых излишеств.

Смотрите также: