Иоганн Вольфганг ГЕТЕ долгое время, живя в Веймаре, находился в дружеской связи с Шарлоттой фон Штейн, умной и образованной женщиной. Ей он писал: "Твоя любовь - как утренняя и вечерняя звезда, что, никогда не заходя, сплетает над нашими головами вечно живой венок. Я молю богов, чтобы они не заставили ее померкнуть на моем жизненном пути. Мы никогда еще вместе не переживали такой чудной весны, пусть у нее не будет осени..." Охлаждение между ними наступило около 1789 года, после чего Гете отправился в путешествие по Германии. Любопытно, что последовавшая любовь его к Христиане Вульпиус, довольно вульгарной плебейке, заменившей госпожу фон Штейн, далеко не носила того высокого характера, которым отмечены отношения и письма к госпоже фон Штейн: "Если бы ты была сейчас со мною! Здесь повсюду огромные, широкие кровати, и тебе не пришлось бы сетовать, как иногда случается дома. Ах, дорогая! Нет ничего лучше, как быть вместе!"
Впрочем, иногда все было гораздо проще. Так, Франсуа ШАТОБРИАН, исчислявший свои любовные победы сотнями, будучи уже шестидесяти двух лет отроду, встретил в Пиренеях молоденькую девушку, которая, по всей видимости, была к нему неравнодушна. Память об их уединенных прогулках в горах сохранилась в длинном письме ей, которое местами предельно откровенно: "Видишь ли, если я позволю своему безумию овладеть мной, то не буду уверен, что буду любить тебя завтра. Страсть пожирает меня, и я готов заколоть себя или смеяться. Хочешь доставить мне счастье? Сделай одно, отдайся мне". И Шатобриан добивался вожделенной цели.
Президент США Вудро ВИЛЬСОН телеграфировал жене Элеоноре открытым текстом: "Готова ли к любовной буре? Сгораю от желания..."
А вот Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ более высок в своих чувствах к Полине Виардо: "...И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас. Да благословит Вас Бог, тысячу раз! Молю его об этом на коленях и сложив руки. Вы - все, что есть самого лучшего, благородного и симпатичного на этом свете..."
ОТ ЛЮБВИ ДО ТВОРЧЕСТВА - ОДИН ШАГ
"Мой экстаз и мои восторги беспредельны", - так уже в 57-летнем возрасте Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ обращался в письме к своей жене Анне, которая была на 25 лет моложе его и когда-то была его стенографисткой. Это был апофеоз любви известного писателя, тонкого психолога и философа. Он хорошо знал женскую душу. Она тоже обожала его и однажды написала: "Я готова провести остаток своей жизни, стоя перед ним на коленях".
Для немецкого композитора Роберта ШУМАНА любовь была главной движущей силой, вдохновляющей его творчество. Тоска и неутоленная страсть пронизывают многие его музыкальные произведения, написанные в период его любви к пианистке Кларе Витто. О чем он ей и писал: "В ожидании твоего письма я сочинил массу потрясающих сумасшедших пьес, целиком посвященных тебе, наполненных твоей неотразимой прелестью. Их мог сочинить лишь тот, кто глядел в твои глаза и касался твоих губ".
Молодой композитор познакомился с Кларой, живя на квартире у ее отца и своего учителя. Того явно не прельщала перспектива иметь зятя-бедняка, и он запретил Шуману встречаться с Кларой и даже писать ей. Шуман нашел выход: редактируя одну музыкальную газету, он завел в ней отдел "Письма к Кларе", где начал помещать настоящие послания к своей любимой рядом со статьями и рецензиями. Отцу пришлось уступить, и два любящих сердца соединились. Кстати, объяснение в любви прошло совсем без слов: Шуман изложил Кларе на фортепьяно, как сильно он ее любит, и она ответила согласием тоже при помощи музыки.
Долгие годы счастья, семеро детей... После кончины мужа Клара, королева пианисток, перед публичным исполнением произведений Шумана непременно перечитывала его любовные письма к ней...
ВЕЛИКИЕ ЧУВСТВА ИХ ВЕЛИЧЕСТВ
До нас дошли и письма Екатерины II к своему фавориту, ненасытному любовнику графу Григорию Потемкину, которые говорят о большой страсти: "Мой нежный друг... батинко милой, я здорова, но спала худо и мало, и вас люблю много... Генерал, любите ли вы меня? Я генерала люблю премного... Шалун... Душа милая, сударушка, люблю тебя чрезвычайно... Милюша милая Гришифишичка... дорогие сладкие губки..."
А какие страстные любовные письма писали друг другу царствующие супруги Романовы! Вот что писал жене Николай II: "...Моя единственная возлюбленная! Огромное спасибо за твои прекрасные письма. Сейчас я не вижу никого, и они - единственное мое утешение. Спасибо и за твою миниатюру - я надел ее на мою цепочку. Любимая моя, я люблю тебя сильнее, чем когда-либо, и особенно скучаю по тебе в эти дни. Храни Господь тебя и детей. Нежно целую вас... Ники".
А вот что отвечала ему Александра: "...Любовь моя, как мне не будет хватать тебя. Я чувствую такую тяжесть на сердце. И нет у меня большего наслаждения, чем скорая встреча с тобой. Когда любишь так, как люблю тебя я - ничто не в силах отнять твое сокровище. Завтра - двадцать лет твоему царствованию и моему принятию православия. Как летят годы, через сколь многое мы прошли вместе. Я целую тебя столько раз, насколько хватит моих сил, и прижимаю к серду с бесконечной любовью и нежностью. Аликс".
И еще фрагмент из другого ее письма: "...Как страстно я тебя люблю, будто пламя сжигает и поглощает меня, и вдруг чувствуешь, что эта любовь взаимна. Может ли быть большее блаженство?.."
Смотрите также:
- Писатель Виктор Астафьев. После первой любви все второе →
- Последняя любовь Ивана Бунина →
- Музы великого Гёте →