В работе прокуратуры случается всякое. Иногда строгая, логичная, понятная для всех цепочка улик и доказательств вдруг рассыпается в один миг. И ситуация резко меняется: обвиняемый оказывается невиновным, а свидетель - преступником... Именно такой случай произошел несколько месяцев назад в Московской областной прокуратуре. Имена и фамилии действующих лиц изменены.
Пропала жена...
В районное отделение милиции поступило заявление от гражданина Береснева Н. С.: у него пропала жена. Поехала проведать сестру и не вернулась. Через три дня было возбуждено дело по факту исчезновения женщины. Заявитель, Николай Сергеевич Береснев, оказался человеком серьезным: преуспевающий бизнесмен, член совета директоров риэлторской компании. Дело об исчезновении его жены поручили вести опытному следователю.
Наиболее вероятным было предположение о похищении с целью выкупа. Это давало надежду, что Галина, жена Николая Сергеевича, жива. Он и сам очень надеялся на это, постоянно ждал звонка от похитителей, приготовил даже некоторую сумму наличными - для выкупа. Но телефон молчал. Возможно, было и случайное ограбление залетными "гастролерами": пропавшая была хорошо одета, при деньгах. К сожалению, при этом сильно возрастала вероятность убийства.
Опрос соседей и родственников показал, что в семье Бересневых не все было гладко: случались ссоры, скандалы - Николай Сергеевич был весьма ревнив, а Галина, судя по всему, была отнюдь не ангелом и не претендовала на роль верной супруги. Сестра пропавшей заявила, что не раз слышала со стороны мужа угрозы в адрес жены. Кстати, по ее словам, Галина обычно предупреждала о своем приезде. В тот злополучный день, 15 мая, она ее не ждала... Так родилась версия о причастности к исчезновению Галины ее мужа. Следователь продолжал общаться с ним как с потерпевшим, но пришлось выполнить некоторые формальности: в частности, взять отпечатки его пальцев.
Находка в лесу
На десятый день в лесном массиве неподалеку от дачного участка Николая Сергеевича был обнаружен труп молодой женщины. Это была Галина. По заключению экспертизы, смерть наступила в результате удушения мужским брючным ремнем, который валялся тут же. Члены следственной группы были несколько удивлены тем, что убийца не только не попытался скрыть следы преступления, но и оставил нетронутым все имущество жертвы: рядом в кустах нашли ее сумочку, в ней бумажник с деньгами - все в целости-сохранности. Версия об ограблении отпадала. И вообще ситуация больше напоминала изнасилование: женщина была, мягко говоря, не совсем одета и лежала на собственной велюровой куртке, заботливо подстеленной кем-то. Оставалось предположить, что в районе появился очередной маньяк. Но экспертиза быстро расставила все по местам: ремень, послуживший орудием убийства, был испещрен отпечатками пальцев преступника. Эти же отпечатки нашли повсюду: на пустой бутылке из-под шампанского, на сумке жертвы, даже на ее кожаных сапогах. Идентификация рассеяла все сомнения: "пальчики" принадлежали... безутешному супругу убитой.
Приговор гарантирован!
В тот же день оформили ордер на арест, и гр. Береснев прямо из собственного офиса был доставлен в следственный изолятор. На допросах сильно нервничал, срывался на крик, иногда плакал, но, несмотря на прямые улики, вину свою не признавал. Повторял, что это какое-то дикое недоразумение. Он опознал все вещи, найденные на месте преступления, кроме одной - орудия убийства, злополучного брючного ремня. Говорил, что видит его впервые.
Следователь не очень удивлялся упорству подозреваемого - ему попадались "клиенты" и похлестче. Для себя он уже сделал однозначный вывод: убийство на почве ревности. "Еще несколько дней в СИЗО - и расколется!" - думал он. Но шли дни, а Береснев стоял на своем: да, в семье были скандалы, жена изменяла, но он надеялся - образумится, убивать и в мыслях не было! Такое поведение начинало надоедать: в принципе, улик было достаточно для передачи дела в суд. Признание обвиняемого было не обязательным: приговор и так был ему гарантирован. Но в деле фигурировал один неопрошенный свидетель, который мог добавить некоторые подробности, - предполагаемый любовник Галины.
Последний свидетель
Первой о нем упомянула соседка по лестничной площадке, пенсионерка. Это был мастер-плиточник: полгода назад Бересневы затеяли в квартире ремонт и пригласили его для работы. "Олег - мастер хороший и мужчина обходительный: починил мне кран бесплатно! - говорила словоохотливая соседка. - А если у них что и было с Галиной - Бог им судья!" Она рассказала, что Олег самостоятельно приходил работать в отсутствие хозяев, которые доверяли ему ключ, и несколько раз появлялся потом, уже после ремонта, - вдвоем с Галиной. Береснев признался, что именно плиточник был в последнее время объектом его ревнивых подозрений, и дал его домашний телефон, по которому быстро вычислили фамилию (Сутягин) и адрес. Но на повестки из прокуратуры Олег не откликнулся. Послали нарочного, который выяснил у соседей, что тот уже второй месяц не появляется дома. Это показалось подозрительным - его отсутствие совпало со сроками убийства...
Этого не может быть!
Плиточника Сутягина удалось застать на работе, в ремонтной конторе. Появление сотрудников прокуратуры не вызвало у него радости, он даже сначала пытался отказаться от встречи со следователем, но все же был доставлен в прокуратуру. Отвечая на самые обычные вопросы - как познакомился с погибшей, часто ли встречался с ней в последнее время, - сильно нервничал, путался в показаниях. Следователь обратил внимание, как дрожат руки мужчины при взятии дактилоскопических отпечатков. Он даже попытался успокоить его: мол, преступление уже фактически доказано, все, что от него требуется, - это правдивые свидетельские показания. От них может зависеть срок, который дадут убийце, а моральная сторона взаимоотношений Олега с погибшей никого не волнует. Беседа приближалась к концу, когда ее прервал телефонный звонок из дактилоскопической лаборатории. Слушая знакомый голос женщины-эксперта, следователь вдруг почувствовал, что теряет дар речи: положив трубку, он кратко извинился перед посетителем, пообещав вернуться через несколько минут, вызвал охранника и вышел, заперев кабинет на ключ.
Лаборатория находилась на первом этаже того же здания. Ее сотрудники встретили следователя растерянным молчанием: они тоже пребывали в шоке. На экране компьютера светилась обычная картинка идентификации: два увеличенных дактилоскопических отпечатка, линии которых полностью совпадали. Необычным было лишь то, что принадлежали эти отпечатки двум разным людям: мужу погибшей и свидетелю, который в данный момент находился в кабинете следователя...
Из рассказа эксперта-криминалиста Ларисы Н.:
- В моей двадцатилетней практике такое случается впервые, да и навряд ли кто-то еще может похвастаться подобным. Правда, в учебниках по криминалистике написано, что совпадение дактилоскопического рисунка возможно, но вероятность этого слишком мала - 1: 64000000. На всей земле людей с одинаковыми "пальчиками" - единицы, а чтобы их пути пересеклись, да еще при таких обстоятельствах, - это же уму непостижимо! Любой криминалист скажет - такого просто не может быть. Однако факт налицо... Как прикажете дальше работать после этого? Ведь отпечатки пальцев всегда были одним из главных доказательств...
Следователь долго не верил экспертам: думал, что-то напутали, ошиблись, в конце концов и в компьютере мог произойти сбой. По его настоянию провели повторную экспертизу, которая подтвердила: дактилоскопический рисунок пальцев обоих мужчин полностью совпадает. Дальше все было просто: следователь предъявил Олегу вещественные доказательства, в том числе и средство удушения. Увидев свой ремень, Олег побледнел и пробормотал охрипшим голосом: "Я любил ее. Не хотел убивать. Так получилось!"
Из показаний подследственного Сутягина О. М.:
- Я познакомился с Галиной Бересневой, когда делал ремонт у нее в квартире. Она стала моей любовницей. Встречались в разных местах, чаще - у нее дома. Она была очень сексуальна, постоянно выдумывала разные штучки. У нас была любимая игра...
- Какая?
- Я должен был угадать, когда у нее наступает оргазм, и в этот момент... придушить ее. Она от этого просто с ума сходила - извивалась, хрипела. А когда расслаблялась, я отпускал. Она говорила, что только со мной испытывала такое...
В тот день, 15 мая, Галя пригласила меня на дачу. Было уже по-летнему тепло, мы шли через лес. Остановились на поляне, выпили шампанского. Вокруг ни души, только птицы поют... Она сама предложила заняться любовью. И попросила, чтобы я ее придушил. Я всегда делал это руками, а тут решил использовать ремень. Это оказалось эффективным - она извивалась подо мной, как никогда. Потом тело обмякло, я ослабил петлю - и понял, что поздно: она была мертва. Испугался, просто в панику впал от неожиданности. Бросил все и убежал...
Так бывшие соперники поменялись ролями: муж Галины был оправдан, а любовник получил срок - три года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима (согласно статье 109 УК РФ - "Причинение смерти по неосторожности").