Прошедший, 2002 год в плане новинок кинопроката оказался каким-то на удивление полноценным и разноплановым, как продуктовый прилавок в добротном супермаркете.
С одной стороны, недостатка в американских фаст-фудовских синемах мы (как всегда) не испытывали: чем зажевывать попкорн было, и было в довольно больших количествах (Бритни Спирс снялась в молодежно-американскопирожных "Перекрестках", Лиз Херли зажигала в широкополой шляпе в "Мошенниках", а ведь еще были "Любовь зла", "Милашка", "Стильная штучка" и целая обойма кинов с незапомнившимися ввиду своей "безграничной глубины" названиями). Но, с другой стороны, кино, оппозиционирующее себя низкоинтеллектуальным, но довольно высокобюджетным и оттого красивым, по-голливудски гламурным картинам, дало о себе знать, бесперебойно выходя на экраны под грифом "арт-мейнстрим", "кино не для всех", "другое кино".
Что именно? Новый фильм знатока женской психологии Альмодовара "Поговори с ней" учил тому, что настоящая любовь победит даже смерть, и был, как все у Альмодовара, до слез красив и эстетичен. В тот же разряд попали "Роковая женщина", "Восемь женщин", "И твою маму тоже", "Адрес неизвестен". Том Круз искренне порадовал поклонников своей игры и приобрел массу новых, аж два раза за год дав режиссерам-ассистентам-гримерам попортить свое лицо ("Ванильное небо", "Особое мнение"). Оба фильма с пострадавшим лицом Крузом получились на редкость хорошими, что справедливо навели на мысль: а уж не это ли залог успеха?
Насилие и зло на экране несколько трансформировалось ("Обитель зла", "Псы-воины" и далее по списку - пойдите найдите в этом списке захваченный террористами поезд!) - уменьшилось в количестве и стало качественно другим: падающих небоскребов, горящих самолетов и террористов-камикадзе хватает и в жизни.
Видимо, с отступлением мерзопакостного зла с мировых киноэкранов связан восход на эти же самые экраны мультипликации: лучший мульт 2002 года "Ледниковый период" отдавал "Шреком" и какой-то удивительной добротой, которая свойственна только создателям мультиков. А ведь кроме мамонта были в этом году и мыши ("Стюарт Литтл-2"), лошади ("Спирит: душа прерий"), собаки ("Скуби-Ду") и даже юные гонщики ("Элизиум"), хотя всем вышеперечисленным явно не хватило доброго десятка шагов для того, чтобы хотя бы приблизиться к "Ледниковому периоду".
Правда, заметным трансформациям, но отчего-то в обратную сторону, подвергся и российский телеэкран: на нем завелись и неимоверно расплодились бандитские сериалы, в названиях и героях которых стала путаться даже моя бабушка (а ведь была таким специалистом!). Многочисленные "Бригады" заставляют крепко задуматься: обычно происходящее на экране печальным образом предопределяет реальность в недалеком будущем, а посему это довольно волнующий факт.
Зато российский кинематограф радовал не переставая: вышла целая обойма фильмов с военной тематикой ("Война", "Звезда", опять же "Дом дураков", где чеченцы - такие славные и добрые малые!). А еще же были и "Олигарх", "Антикиллер", "Любовник" и без лишних слов просто-очень-хороший фильм - дебют младшего Янковского "В движении" с перекочевавшим в разряд секс-символов Константином Хабенским и экс-лицеисткой Леной Перовой в образе настырного, но обаятельного папарацци.
Кроме своего, отечественного, а также американского (по большей части все-таки попсового - ну так Голливуд и все дела), испанского и французского кино в ушедшем году нас радовало и восточное: оттуда на Запад пошла какая-то новая, на осязаемом уровне новая волна: в кинотеатрах идут японские анимационные фильмы, лучшие восточные фильмы привозят на фестивали (японские "Актер", "Первая любовь"), в Москве даже проходит первый(!) фестиваль тайского кино, особой громкостью не отметившийся, но о себе все-таки заявивший.
Помимо всех перечисленных кинодостижений нельзя не заметить, как богат был ушедший год на так называемые "продолжения", которые все следуют и следуют - это очевидный признак того, что в мире остаются какие-то неизменные вещи. Джеймс Бонд все так же крут в 20-й серии Бондианы "Умри, но не сейчас", Гарри Поттер чуточку подрос, но без изменений остался волшебником во второй серии саги о юном таланте ("Гарри Поттер и тайная комната"), кроме этого вышел 2-й эпизод "Звездных войн" - "Атака клонов", "Астерикс и Обеликс: миссия "Клеопатра", "Дети шпионов-2", а во всех цивилизованных странах (нас это ждет, правда, только сейчас, в конце января, так что подведем этот итог в конце 2003 года) презентовалась вторая часть "Властелина Колец" "Две башни", уже побившая все возможные и невозможные рекорды по кассовым сборам (в 1-й же день проката в 14 странах картина собрала 42 млн. зеленых денег).
Однако ни одного из вышеперечисленных фильмов вы не увидите в претендентах на предоскаровскую премию "Золотой Глобус", которую кинокритики окрестили "репетицией "Оскара". Там в графе "Лучшие фильмы" представлены малознакомые обывательскому российскому уху картины типа "Адаптация" (с Николасом Кейджем), "О мальчике", "Часы". Из знакомых - "Пианист" Полански, легковесная комедия "Моя большая греческая свадьба" и непрезентованные еще в России "Банды Нью-Йорка", "Поймай меня, если сможешь" и "Чикаго" - киноверсия известного теперь уже и у нас благодаря стараниям Филиппа Киркорова и иже с ним мюзикла, в котором адвоката сыграл Ричард Гир (за что, между прочим, стал "золотоглобусовским" претендентом на "лучшего актера"), а главную героиню Рокси - Рене Зенельвегер, которая с этой ролью после "Дневника Бриджит Джонс" уже никак не вяжется.
Время покажет ("Золотой Глобус" будут вручать 19 января 2003 года). Ну а мы наверняка еще напишем об этих и многих других фильмах - когда станем подводить очередные итоги.