С первых лет существования кинематографа женщина на экране была возведена на пьедестал любви и поклонения. Аста Нильсен, Теда Бара, Мэри Пикфорд, Вера Холодная и другие фаворитки Великого немого воплощали самые возвышенные мечты и самые глубокие страсти миллионов кинозрителей. Однако с годами пьедестал все больше напоминал резервацию. Диапазон женских киноамплуа был ограничен ангельски невинной героиней с одной стороны и дьявольски соблазнительной женщиной-вамп с другой. Активность, решительность и доблесть были отданы на откуп мужчинам. Но все меняется. В прошлом безответные "наложницы экрана" превращаются сегодня в неистовых амазонок и бесстрашно осваивают исконно "мужские" киножанры.
На линии огня
Конец 80-х. В жанре "action" (по-нашему - боевик) правят бал три богатыря с "Планеты Голливуд". Арни Шварценеггер, напрягая бицепсы, машет мечом и пулеметом попеременно, Слай Сталлоне с грустными глазами кокер-спаниеля режет и взрывает плохих парней, а вечно усталый Брюс Уиллис "мочит" террористов в стационарных и передвижных сортирах.
И вот на таком бронебойно-мускулистом фоне появилась она - хрупкая, как бабочка, и опасная, как кобра, - девушка со странным именем, позаимствованным из песни Элтона Джона. Фильм "Никита" (реж. Л. Бессон, 1990) по всем статьям получился неправильным боевиком.
Воплощение французского шарма и элегантности, актриса Анн Парийо сыграла отмороженную наркоманку, приговоренную к смерти за убийство полицейского. В числе прочих смертников она попадает в школу-интернат для особо одаренных киллеров, но вместо того чтобы овладевать увлекательной профессией, будущая Джеймс Бонд в юбке портит инвентарь, ломает руки учителям и откусывает ухо инструктору по карате. Однако под чутким руководством таинственной Мадам (Жанна Моро) "гадкий утенок" обретает внешность лебедя и навыки ястреба-тетеревятника. Новая прическа, стильный макияж и вечернее платье скрыли ликвидатора-профессионала. В подарочной коробке оказался пистолет, а первый выход в свет превратился в выпускной экзамен на выживание.
Несмотря на свое субтильное изящество, героиня Парийо устраивает такой крутой "экшн", что ее экранный напарник по кличке Чистильщик (в этой роли - будущий "Леон", Жан Рено) выглядит рядом с ней скромным мальчиком из церковного хора.
Неправильность и нестандартность не помешали боевику Люка Бессона стать лидером французского проката, а Анн Парийо получить премию "Сезар" за лучшую женскую роль. Американцы, остро чувствующие запах успеха, быстро перекупили права на сценарий, и уже в 1993 году на экраны вышел голливудский римейк "Никиты" - фильм Джона Бэдэма "Возврата нет", в котором роль обаятельной киллерши сыграла представительница знаменитой американской кинодинастии Бриджит Фонда.
Благодаря усилиям Парийо, Фонды и примкнувшей к ним Петы Уилсон (Никиты N 3 из американско-канадского телесериала) массовый зритель перестал воспринимать героинь в жанре "экшн" как нечто единичное и экстраординарное. И теперь все новые и новые кинодивы покидают свои "женские уголки" и выходят на линию огня!
За гранью возможного
Наибольшее количество супергероев на единицу земной и неземной поверхности наблюдается в жанре кинофантастики ("sсience fiction"). И здесь милые дамы не сидят сложа руки. Бэтгерл (Алисия Сильверстоун) и Женщина-кошка (Мишель Пфайффер) достойно конкурируют с любителем костюмов из черной резины - Бэтмэном, а вслед за четырьмя сериями "Супермена" с Кристофером Ривом спешит на подвиги "Супердевушка" - актриса Хелен Слейтер (реж. Ж. Шварц, 1984).
Но ощущается тоска по настоящей героине ненастоящего мира. Чтобы она и звездолет на ходу тормознула, и в логово монстра вошла. А такая женщина есть! И вы ее знаете. Лейтенант космофлота Элен Рипли в бессменном исполнении Сигурни Уивер стала героиней уже четырех фильмов на тему "Как прикончить тварь, которую нельзя прикончить никак"! В ходе нескончаемой битвы с инопланетной нацией "чужих" актриса примерила почти все образы и маски, накопленные киномифологией многолетней "войны миров".
О неожиданном столкновении "звездной странницы" и космического ужаса повествует фильм Ридли Скотта "Чужой" (1979). После кровавой гибели всего экипажа галактического грузовика "Ностромо" командир Рипли остается один на один с чудовищем, для которого убийство - цель и способ существования... "Космическим рыцарем без страха и упрека" предстает героиня Уивер в картине "Чужие" (1986) будущего автора "Терминатора" и "Титаника" Джеймса Кэмерона. Во главе отряда звездных головорезов она возвращается на планету "чужих", дабы уничтожить гнездо межпланетного зла. Подобно Жанне д'Арк третьего тысячелетия, Элен Рипли облачается в доспехи робота и в жестокой схватке побеждает "главного Дракона" - гигантскую мамашу этого смертоносного "детского сада".
В "Чужом 3" (реж. Д. Финчер, 1992) Рипли совершает свой последний подвиг и погибает. На этом фильм намеревались закончить. Но в "Чужом 4: Воскрешение" (1997) режиссер Жан-Пьер Жене заставил сценаристов продемонстрировать высший пилотаж фантазии и смекалки, чтобы "оживить" героически погибшую астронавтку.
Открытый финал сулит скорое продолжение. А сумма в 25 миллионов долларов, предложенная Сигурни Уивер за участие в проекте "Чужой 5", доказывает, что жизнь обгоняет фантастику. Ведь еще недавно подобный гонорар был для голливудских актрис за гранью возможного.
Как пахнет страх?
Патриарх триллера (от thrill - дрожь, возбуждение) Альфред Хичкок утверждал, что зрителя гораздо сильнее пугает ожидание ужасного, чем сам ужас. Поэтому в его фильмах женщина всегда была жертвой таинственных сил зла и приманкой для крадущихся убийц. Обязанности героини триллера не менялись многие годы: наполнять страхом расширенные зрачки, убегать от преследователя, спотыкаясь и оборачиваясь на камеру, и дико визжать под тесаком очередного маньяка. А если повезет, то в финале появится герой - любимый, отец, брат, сват... И спасет бедняжку.
Но вскоре киногероини решили, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", и привычная схема треснула по швам. Кстати, об утопающих. В фильме "Дикая река" (реж. К. Хэнсон, 1994) семейный поход по горной реке превращается для героини Мерил Стрип в "гонки с дьяволом". В начале 70-х аналогичная ситуация в картине "Избавление" (реж. Д. Бурман) потребовала совместных усилий таких крутых мачо, как Берт Рейнолдс, Джон Войт и Нед Битти. В середине 90-х для обуздания подонков хватило симпатичного мастера по гребле в исполнении самой интеллектуальной актрисы Голливуда. Мерил Стрип одолела стихию, спасла семью и уничтожила трех бандитов... с помощью револьвера и приема "веслом по башке".
Служебный долг ведет по следу маньяка выпускницу школы ФБР Кларисс Старлинг (Джоди Фостер) в четырежды "оскароносном" триллере Джонатана Демми "Молчание ягнят" (1991). Но настоящее испытание выпадает женщине-агенту, когда, пытаясь понять логику преступника, она вступает в психологический поединок с Ганнибалом Лектором, врачом по профессии и людоедом по призванию. В борьбе с экранным монстром Джоди Фостер пригодился личный опыт. В 1981 году девятнадцатилетнюю звезду домогался психопат Джон Хинкли, позже совершивший покушение на самого президента США Рональда Рейгана.
Потомственной и профессиональной "жертвой" считается в Голливуде Джейми Ли Кертис. Ее мать Джанет Ли прославилась у великого Хичкока в классическом триллере всех времен и маньяков "Психо". А сама Джейми от души визжала в фильмах "Хэллоуин" и "Хэллоуин 2". Поэтому режиссер Кэтрин Бигелоу сильно рисковала, приглашая ее на роль женщины-полицейской в картине "Голубая сталь" (1990). Но выбор был точен. Чувственность и женственность не помешали патрульной Мэг Тернер всадить полную обойму в серийного потрошителя.
Героини Стрип, Фостер и Кертис наглядно доказывают, что теперь не жертвы, а сами киноманьяки имеют реальный шанс почувствовать, как пахнет страх!
Когда женщина оседлает коня
Последним оплотом мужского превосходства до недавнего времени оставался вестерн. Самый американский из всех киножанров был совершенно недемократичен в отношении слабого пола. Женщинам предлагались две вакансии: хорошая девочка и плохая девочка. Хорошая ходит в церковь, готовит еду, подносит патроны и очень любит героя. Плохая играет в карты, пьет виски, спит с мужчинами за деньги и... очень любит героя. И те и другие за многие годы свыклись со своей участью и не посягали на недостижимые высоты мужской доблести. Но 90-е годы изменили даже "железные" законы вестерна.
Первыми пустились во все тяжкие "Плохие девочки". Так назывался фильм режиссера Джонатана Каплана, вышедший в 1994 году. Передвижное игорно-увеселительное заведение в составе четырех подружек нетяжелого поведения (Мэри Стюарт Мастерсон, Мэдлин Стоу, Дрю Бэрримор и Энди Макдауэлл) мирно путешествует в поисках удачи и лучшей доли. Но случайное убийство разбушевавшегося клиента ставит героинь вне закона. За их головы обещана награда, и нет недостатка в желающих ее получить. Отряд шерифа, толпа линчевателей, агенты Пинкертона и банда мексиканских разбойников превращают жизнь "плохих девчонок" в сплошную огнестрельную погоню. И тем ничего другого не остается, как взять в руки оружие и доказать, что их не зря называют плохими.
Что может натворить "хорошая девочка", если ее как следует разозлить, показала Шэрон Стоун, сыграв женщину-стрелка по прозвищу Леди в вестерне Сэма Рейми "Быстрый и Мертвый" (1995). Когда-то негодяй с веселеньким именем Ирод (Джин Хэкмен) убил отца-шерифа на глазах маленькой дочери. Много лет спустя она возвращается в городок с символическим названием Redemption (Искупление) ради мести.
Помимо исполнения главной роли Шэрон Стоун выступила в этой картине как сопродюсер. Именно она, на радость будущим поклонницам и вопреки желанию киностудии, не только настояла на участии в фильме молоденького Леонардо Ди Каприо, но и выплатила начинающей звезде солидный гонорар из собственного кармана.
Женская киноэкспансия набирает обороты. Бритая наголо Деми Мур возглавляет отряд спецназа в военной драме "Солдат Джейн". Джина Дэвис ведет на абордаж шайку пиратов с "Острова головорезов", а Кэтрин Зета Джонс на равных фехтует с Антонио Бандерасом в "Маске Зорро". И очень может быть, что скоро фирма "Бриони", одевающая знаменитого супершпиона Джеймса Бонда, вместо элегантного смокинга получит заказ на вечернее платье. Чем черт не шутит!