В то время как вся белая общественность, сжав зубы, боролась против дискриминаций и провозглашала окончательную и бесповоротную смерть расизма раз и форева, афроамериканская братия под шумок насочиняла песен, наснимала кин и построила заборы, на которых большими буквами написано: "Интеллектуально и очень смешно. Только для черных".
Как ни странно, но факт. Пока белокожие режиссеры делали фильмы о том, что все люди братья, что черные и белые дети одинаково глупые, а взрослые различаются только наличием или отсутствием денежных единиц в кармане, в американском кинематографе появился новый жанр - кино, которое снимают и смотрят только люди с африканскими корнями, или, по науке, афроамериканцы.
Жанр черного кино появился давно. Уже в 70-е годы в киноведение был введен термин blaxploitation, применяемый для обозначения коммерческого афроамериканского кино. Коммерческого, потому что созданного исключительно под определенную аудиторию, вкусы которой давно изучены и на практике приложены.
ЧЕРНОЕ кино - жанр специфический. Хотя бы потому, что в подавляющем большинстве это только комедии. Просто как у восточных людей долголетие, так и у черных юмор является национальной чертой.
Ярчайший пример - ставший культовым у нас и широко известный в узких кругах заграницы (угадайте каких) "Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале". Телки, бухло, большие проблемы и маленькие радости негритят - в одном флаконе. Так сказать, "американский пирог" для блэк гайз. В последнем, между прочим, нет ни одного черного героя - белые мальчики, девочки, белые приколы и отношения. Опять же все как в жизни. Чего уж притворяться и делать вид, что и секс-кекс, и любовь-морковь происходят по одному сценарию вне зависимости от цвета кожи? Несмотря на крики "Бей расизм!", черная и белая аудитории получили каждая свое - близкое и понятное ей кино. Тем самым как бы подписавшись под мнением, что обе расы живут разной жизнью.
В вышедшем этой осенью в американский прокат фильме "Несговорчивый" (Hardball) Киану Ривз пытается примирить культуры, играя белого тренера черной детворы. Мораль картины проста и незатейлива: обе расы могут жить дружно, если будут хоть чуточку терпимее. Но, несмотря на харизму и убедительность Киану в любой роли, это кино вряд ли кого заинтересует. При просмотре фильма складывается ощущение, что компания "Дисней" опять учит хорошему, светлому, доброму, - об отношениях черных и белых уже все говорено-переговорено, а дружбы так и не случилось. Постоянно подвергаясь влиянию, черная культура сохранила свои особые темы и поводы для радости и страданий, не всегда понятные для белого зрителя.
Конечно, говорить, что секс и брак, дети-родители, работа, наркотики, насилие и оружие - дело сугубо негритянское и к белому кино отношения не имеют, нельзя. Но суть в том, что жизнь совершенно по-разному преломляется в сознании черных и белых, так же как разнятся понятия о морали у мусульман и католиков. Да и черной аудитории понятнее, когда с ней говорят ее собственным языком.
"Че, на мазе козы в заразе?" - примерно так можно перевести на русский типичный негритянский диалог. Увидеть смысл в нем достаточно трудно. Белые американцы сами с трудом догоняют смысл многих черных лент и даже проводят кампанию за введение субтитров для белых.
"Ребята по соседству", "Пятница", "Следующая пятница", "Чокнутый профессор 1, 2" и "Очень страшное кино" - вот одни из самых известных в России черных лент. В стране, где черной аудитории нет вообще, эти кины "достаются" молодежи, которая тащится от них просто потому, что это совсем не похоже на "большие", серьезные фильмы. Выделение ЧК как жанра вообще подпортило карьеру не одному черному актеру. Какое-то время считалось, что негры ничего, кроме негров, и играть-то не могут. Но согласно обнародованному недавно "Роллинг стоун" исследованию, профессионализм чернокожих актеров зачастую выше, чем белых, потому что для того, чтобы попасть в кадр, им нужно намного больше таланта и упорства этот самый талант пробивать.
Мать-героиня движения за разноцветный кинематограф - Вупи Голдберг. Обладая серьезным драматическим талантом, она вошла в кинематограф как актриса без цвета и запаха, получив "Оскара" уже за первую роль в спилберговском "Пурпурном цвете". Не засветившаяся ни в одном черном фильме Вупи раз за разом доказывала, что является актрисой большого и разноцветного кино, где порой даже пол не важен. "Я, кстати, сейчас вообще играю роли, которые изначально писались для мужчин; тут нет различий - разве что когда имеются постельные сцены. А черной я и не сегодня утром стала, заснув вчера китаянкой, - черной я была всегда и никогда не была настроена на большое внимание к себе и грандиозный успех по этому поводу". А зря. Судя по исследованиям, картина, в которой играет хотя бы один афроамериканец, в Штатах имеет больше шансов на успех. Потому что доля черного населения на порядок больше и в отличие от белых ребята держатся вместе и даже на кино ходят семьями (чаще всего 10-15 человек). Вот и не удивляйтесь, что "Доктор Дулиттл" собрал более 290 млн. долларов, а та же "Маска" с Керри - только 180. Скорые до обобщений критики возвестили по этому поводу конец развлекательного кино для белых вообще и черных драм в частности, мол, пусть каждый делает то, что у него лучше получается. Но мы бы не стали говорить об окончательном и бесповоротном разделении кинематографа по расовому признаку. Белые тоже будут снимать комедии, а черные принимать участие в великих драмах и трагедиях, которые были и остаются общечеловеческими. Просто мы, как выяснилось, и вправду разные. И пока большое и разноцветное во всех смыслах кино пытается доказать обратное, почти равные братья и сестры стали по-тихому снимать свое однотонное кино.
Смотрите также:
- Скарлетт Йоханссон. В объятиях фанатов и папарацци →
- "Красота по-американски" - страшная сила →
- Шарлиз Терон - несмешная девчонка →