Виктор Ерофеев: "Будь проще, ходи голым!"

   
   

Зрелище исключительное. Диво дивное. Писатель Виктор Ерофеев с легкостью выражает свои мысли матерными ругательствами. В детстве я завидовал людям, которые жили "при Ленине" и (гипотетически) могли его видеть. А я вот в гостях у Ерофеева побывал. Пусть потомки думают: повезло.

Суицид -проявление слабости или глупости

- Какой должна быть сегодняшняя молодежь? Несколько штрихов к портрету...

- Люди нашего не совсем здорового общества подразделяются на два типа: контрпродуктивные и продуктивные. Продуктивность - это страсть к деньгам, кайф, получаемый от работы, жажда жизни... Проблема в том, что основная масса населения России контрпродуктивна. Молодежь же (видимо, далеко не основная часть населения) заявила себя как продуктивное составляющее страны. Если поколение XXI века не претерпит глобальных изменений, если молодежь по-прежнему будет интересоваться, стремиться, добиваться, то и Россия из зачуханной курицы превратится в золотонесущую наседку.

- Не слишком ли смелое заявление: продуктивность - страсть к деньгам...

- Далеко не слишком. Не более чем одно из составляющих. Продуктивность - это и сумасшедшие танцы в стиле "а-ля Пресли", и красное вино, и умение стильно одеваться...

- Если нет денег на приличные шмотки, как тогда быть?

- Будь проще, ходи голым! Рыдания: нет средств, туго живется, жадные родители, каторжная работа - детские отговорки не по теме. Проблема большей части нашего населения - пассивность и непродуктивность. Многие так и дрейфуют по жизни, ничего не делая. Им нет дела ни до искусства, ни до политики. Они голосуют за кандидатов, чьи имена узнают за сутки до момента, когда наступает время нарисовать крестик в нужном квадратике. Люди забивают на политику, отдаваясь простым формам изнасилования. В этом их грубейшая ошибка. Сильно сказал мой небезызвестный однофамилец: "Правильно - алкоголизм, кто не пьет, того не уважай. Правильно не понимать, куда едешь, в Петушки или назад. Правильно вообще не подходить к этой жизни, поскольку все в ней ложь". Такова культура русского человека.

- Да, но если я не люблю копаться в политике?

- Не любишь политику - не копайся. Никто тебя хлыстом не погоняет. Но помни о том, в какой стране ты живешь. Здесь, куда бы ты ни спрятался, все равно, рано или поздно, вляпаешься в грязь. Помочь может только одно (так часто практикуемое на Западе): делай так, чтобы эти придурки работали на тебя и для тебя. Найди форму воздействия, заставляющую их прогибаться, как тебе надо. Главное, не подставляй задницу, чтобы политика тебя не оттрахала.

- Какое тогда значение несет в себе непродуктивность?

- Прежде всего - культ алкоголизма и самоубийства. Два гниющих корня, засевших в традиционном русском характере. Культ алкоголизма бросает человека в другое измерение, уничтожая любую возможность совершенствования, формирования себя как личности.

- Культ суицида является сильнейшим прогрессирующим фактором среди молодежи. В чем причина?

- Во все века и времена вину пытались спихнуть либо на плохих родителей, либо на отмороженное правительство. Не понимая, что родители и тогда, и сейчас одни и те же. Их родительские инстинкты не меняются вот уже на протяжении нескольких тысячелетий. Ничего не попишешь. Но когда здоровенный парень говорит, что в его состоянии "НЕСТОЯНИЯ" виноват кто-то или что-то, ему наступает открытый п...ц. Его нежелание справиться с возникшей проблемой есть его слабость. И это только первая ласточка. Далее он не сможет справиться с любовью, семьей, друзьями. Отсюда и безысходность, отсюда и стремление найти выход из сложившейся ситуации. Для многих - это суицид.

- Я так и не понял основных причин, почему все-таки молодежь предпочитает борьбе за свою жизнь смерть?

- Причин две. Первая - когда человек не состоялся как личность. Но в этом случае самоубийство превращается в фантом, потому что ты убиваешь того, кого по сути и нет. Вторая причина - уже сформировавшаяся личность. Когда достается за то, что стал кем-то, чего-то смог добиться в жизни. Здесь весомым фактором, "to be or not to be" (быть или не быть, вот в чем вопрос), является отчаяние.

- Тогда, может, найти лекарство от отчаяния?

- Лекарство означает дядю, который штампует медикаменты и решит судьбы. Приходит полный надежд клиент, а ему с порога некий докторишко Моро: "Съешь - будешь жить, а не съешь..."

- Я имел в виду некое внутреннее лекарство... Лекарство, которое может помочь справиться с отчаянием и уберечь самого себя от страшного шага - самоубийства.

- Возможно, и существует. Только для каждого оно индивидуально. Пойми, люди решали свои судьбы раньше, не перестанут и в будущем. Убивают себя как жалкие людишки, так и сильные личности. Только представь: заставить свое тело быть послушным настолько, чтобы суметь уничтожить его, - это удел только сильных людей, сильных личностей. Просто чаще всего причиной являются молодежно-подростковые проблемы (девочка не так посмотрела, не то сказала, и все, у мальчика едет крыша, развивается комплекс неполноценности). Вот здесь уже проявление даже не слабости, а глупости. И с этим надо как-то бороться. Может, через психолога. Может, еще как-то.

Литература должна на всех плевать!

- Молодежь в последнее время переквалифицировалась из читателя книжек в забойного интернетчика, видеолюбителя. Не получится ли так, что скоро мы совсем перестанем читать книги?

- Это временное явление. Я в этом уверен. В России испокон веков культура была книжной. Все досуги были связаны с чтением книг, разговорами о литературе. Просто прогрессирующие причуды нашего общества разбивают читателей на два фронта: одни продолжают увлекаться компьютерами и видеосмотрелками, а другие, профильтровав, возвращаются к книгам. Трудности с литературой могли возникнуть, если бы 2-3 поколения вообще не читали книг. А потом, у нас есть писатели, на которых молодежь откровенно подсаживается. Взять того же Пелевина.

- Да, но это же культ...

- Я бы не стал так утверждать. Культовый - это значит ажиотажный, модный. Сейчас он есть, а завтра... В XIX в. у нас тоже были культовые личности. Где теперь они?

- Лет пятьдесят-то он уж точно продержится.

- Не слишком ли ты ему большую фору дал?

- Какой же должна быть литература, чтобы привлечь читателей?

- Литература не может быть вычерчена рамками какого-либо определения. Она вырастает такой, какой мы видим ее сегодня. Разве можно было запрограммировать Чехова, Пушкина? Это же полный бред. Литература вообще должна на всех плевать! И в первую очередь на своего любезнейшего читателя. Те писаки, которые пытаются играть с читателем в "шуры-муры", быстро исчезают, не оставляя за собой и жалкого следа своего существования. Необходимо четко понимать, что литература никому и ничего не должна. Журналистика - да. Журналист использует слово как инструмент для работы. С писателем сложнее: это слово использует его как инструмент.

- Можно ли выучиться на писателя или это дар от природы?

- Это дар свыше. Презент от Бога. Соответственно нельзя просто взять и создать шедевр. Я никогда не учился на писателя. Я им всегда был. Когда в детстве играл в игрушки, в сознании рождались мыльные оперы, серий на 200. Это длинное воображение и есть исток писательства. Естественно, все дети играют в игрушки. Но я почему-то всегда думал, что в сознании других детей тоже рождаются свои сериалы. А как оказалось потом, не всем дано. Что потом из всего этого получается, все во власти Бога.

- Нет желания покинуть Россию и писать в каком-нибудь уютном особнячке Западной Европы?

- Я вообще воспринимаю свое пребывание в России как некое жизненное хобби. Есть люди, занимающиеся раскопками льда в Арктике. Все чего-то ищут, выкапывают на протяжении столетий. Это их хобби. Для меня подобная заснеженная Арктика - Россия. Это своего рода садомазохизм, без которого невозможно представить моего существования. Россия - это моя профессиональная ниша. Я из хобби сделал профессию. Но нельзя забывать, что писатель - это не профессия. Нельзя быть профессиональным писателем. Большую глупость отмочил Булгаков, сказав "Мастер и Маргарита". Писатель не Мастер. Мастер - это тот, кто делает мебель, лапти. Он видит свой продукт в пространстве. Писатель не может видеть в пространстве. Он пишет и не понимает, что пишет. Только потом это нечто приобретает какую-то форму. Или не приобретает, и тогда все выбрасывается. Здесь не профессионализм, а призвание и вдохновение. Дрожь членов и прерывистое дыхание.

Пикассо мог трахать всех без разбору

- Откуда же берется энергия и действительно ли она помогает?

- Энергетика поступает из космоса. Ее возможности безграничны. Только представь некую потустороннюю силу, которая превращает 85-летнего Пикассо в юного мальчика и очень сексуально привлекательного человека. Нехило, да? И совсем другое, когда я вижу огромное количество 18-летних парней с красивыми мускулами, огромными кулаками, в сущности ничего не представляющих. Не выглядящих сексуально привлекательными. Творческая же сексуальность очень сильна и властна. Если ты Пикассо и создал очередной шедевр, тебе совсем не обязательно снимать телку для сексуальных игр. От колоссальной творческой энергии ты уже получаешь огромнейший сексуальный заряд и удовлетворение. Тебе становится не важно, перетрахал ли какой-то Иван всех ивановских девчонок или поимел 10000 мальчиков. Пикассо - он мог трахать всех без разбору, мог этого и не делать. Пить хорошее вино или плохое. За ним стояло искусство. Ему было абсолютно на всех нас...ть. И это, поверьте, самая сильная и желанная свобода. Обычно художнику дается один билет, и он работает в выбранном направлении всю жизнь. Пикассо же был голубым и в 80 лет. Он творил. Надоело одно, стал кубистом, потом сицистом. Потом еще кем-то... В этом была его сила.

- Когда впервые вы почувствовали себя мужчиной? Обязательно ли для этого лишаться невинности?

- Я ему про Пикассо, а он мне про "голый" секс. Хотя тут тоже необходимо видеть и понимать простые вещи. Эротика-воображение подчас бывает сильнее эротики реальной. Есть замечательное слово "фантазм". Фантазм - эротическая картинка. Писатель - эротическое животное, которое живет желанием сдвинуть эти фантазмы. И, наверное, я почувствовал себя мужиком не тогда, когда переспал с женщиной, а когда научился двигать картинки.

- Вы за безопасный секс?

- Я в этом смысле полностью в системе, которая бросает силы и средства на борьбу против СПИДа. Почему люди должны умирать от СПИДа? Другое дело, когда мужик понимает, что секс в резинке менее интересен, соответственно менее привлекателен. И здесь каждый встает перед выбором. Каким он будет - дело сугубо личное. В любом случае желаю всем читателям "ЯМ" безопасного секса.

Смотрите также: