Примерное время чтения: 5 минут
285

И. Петренко. "Нельзя тупо грести под себя"

"Нынешнее время делает людей эгоистами. В поисках наживы мы теряем традиционные ценности, а вместе с ними и культуру", - считает известный актёр Игорь ПЕТРЕНКО.

- ИГОРЬ, уже этой осенью нас ждёт несколько премьер по классическим произведениям, в том числе с твоим участием. Ты, как актёр и как зритель, не устал от классики на экране?

- Артисту устать от этого сложно. Те, кто не читал, скажем, ни Лермонтова, ни Толстого (а таких, к сожалению, сейчас немало), будут судить об этих авторах исключительно по экранным образам. К сожалению, далеко не всегда киношники справляются со своей задачей. Может быть, и не стоило бы в сегодняшних условиях так хвататься за классику, но катастрофическая проблема со сценариями заставляет это делать. Руки кинематографистов невольно тянутся к литературному золотому запасу, к той "нефтяной скважине", которая должна оставаться в резерве.

- А как ты относишься к осовремениванию классики?

- Я достаточно консервативный человек и не считаю, что так уж необходимо переносить классические истории в сегодняшний день. Зритель независимо от возраста должен сам захотеть почувствовать Достоевского или Толстого, а задача кинематографистов - максимально ему в этом помочь. В классике написано про всех нас, про все наши проблемы. Оглянитесь: вот Хлестаков идёт из бутика, вот Митрофанушка по мобильному болтает, вот Обломов пиво потягивает...

- А Печорин где?

- Ну-у-у... не знаю. Мне кажется, Печорин - это исчезающий или уже исчезнувший вид. Ему сложно существовать в социуме, особенно в современном. Его просто-напросто быстро убьют, и убийц никогда не найдут.

- Твои коллеги сегодня всё чаще идут в политику. Как ты относишься к этой тенденции?

- Плохо. Потому что чаще всего я вижу, что люди идут в политику ради тёплого местечка. С другой стороны, я понимаю: сложно отказаться от тех благ, которые даёт политическое кресло. Но когда творческий человек начинает тупо грести под себя, он перекрывает себе тот источник, который питает его талант. Это грустно.

- Сегодня люди старшего поколения жалуются на острый дефицит ярких молодых личностей в культуре. У тебя, молодого, есть объяснение этому?

- В наше время потерять себя очень легко. Спектр ориентиров стал не в десять и даже не в сто, а в тысячи раз больше. Сегодня борьба живота с душой обострилась до предела. Темп жизни ускорился, и у людей часто не остаётся времени для того, чтобы разобраться в своём внутреннем мире.

В человеке идёт вечная борьба между Молчалиным и Чацким. Нынешние условия помогают, к сожалению, победить Молчалину. Когда нужно отстоять свою правду, свои принципы, начинаешь понимать, сколько проблем на тебя после этого обрушится. Иногда стержень не выдерживает и трескается, после чего ты попадаешь в душевный ад.

- К сожалению, у преступников тоже есть свои принципы. Только деформированные.

- На мой взгляд, высокий уровень преступности объясняется отсутствием в обществе культуры и веры. По большому счёту, сегодня мы имеем поколение безбожников. И всплеск интереса к религии, увы, ничего не значит. Это просто мода. Человек действительно верующий никогда сознательно не причинит зла другому. Звучит банально, но это правда. Каждому с рождением даётся определённый багаж, и от того, как ты им распорядишься, зависит твоя судьба. Если будешь считать себя ущербным, обиженным и обездоленным, то ты несчастный человек.

- Тебя ещё терзают сомнения на тему "а своим ли я делом занимаюсь?"?

- Бывает, бывает... Особенно когда что-то не получается, что-то не понимаешь. По натуре я не тот артист, который получает удовольствие от того, что он находится в центре внимания, сидит в телевизоре, рвётся на сцену, чтобы прочитать стихотворение. Я вижу коллег, которые, что называется, артисты от Бога. У меня такого нет. Мне не так просто всё даётся. Я занимаюсь актёрской профессией только потому, что мне интересно копаться в судьбах, в психологии людей.

- Ты, такой молодой и успешный, чувствуешь себя сегодня социально защищённым?

- Вот, например, недавно ногу сломал и на три месяца полностью выпал из работы, а жить-то на что-то надо. Моя трудовая книжка лежит дома, работаю по контрактам. В настоящий момент я твёрдо намерен создать стабилизационный пенсионный фонд для актёров. Больно видеть, как некогда любимые артисты доживают свои дни, всеми забытые и в полной нищете. Понятно, этот мой порыв продиктован в том числе и личными соображениями. Все артисты хотят организовать профсоюз, как на Западе, но я мало верю в актёрское братство. Каждый сам за себя.

- Сейчас говорят о том, что отношение к женщине в обществе заметно меняется. На твой взгляд, феминистки - это правда или миф?

- Женщина стала более независимой. Понятие "брошенная женщина" потихоньку исчезает. Так называемый слабый пол начинает иногда доминировать над мужчинами. Но если женщина претендует на равенство, она должна быть готова держать удар, уметь драться. А мужчины, наоборот, боятся принимать решения, теряют контроль над ситуацией. Настоящих мужиков всё меньше и меньше, особенно в столице.

- А своей любимой ты позволяешь выполнять мужскую работу?

- Когда вижу любимую, несущую куда-то молоток, я вздрагиваю и стараюсь тут же это пресекать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно