Массовая культура
Я не люблю массовую культуру за сиюминутность: сегодня дали, завтра забыли. Но если музыка сделана качественно, как, скажем, у шведской группы "Кардиганс", это меня не раздражает. Но я часто ловлю себя на мысли, что как у слушателя у меня в 90-х не было больших открытий.
Сейчас по радио часто звучат произведения "Гостей из будущего". Когда я услышал их в первый раз, у меня было такое чувство, что это перепевки западных шлягеров, так это хорошо сделано, по-европейски. Сегодня они популярны, но соберет ли эта группа зал через год - еще вопрос.
И даже если очень захочу, я вряд ли сделаю такую музыку. Поэтому выдаю то, что знаю и люблю. Между шоу и бизнесом я выбираю середину - играю то, что нравится мне. Обычно артисты говорят: "Сейчас выдам хит..." Я не знаю, как это сделать. Вот мы недавно сделали ремикс на песню "Главное, ребята, сердцем не стареть". Но мне даже не хочется, чтобы это звучало в эфире, потому что, по моим вкусовым меркам, это ошибка, компромисс. А его не должно быть, если ты претендуешь на звание "короля шейка, твиста, босановы и рок-н-ролла".
Коллеги
Конечно, то, что мы делали в "Браво", было игрой. Мы не были стилягами в полном смысле этого слова. Стиляга в былые времена - это был протест, политический вызов обществу, а не просто ношение кока. Мы, конечно, взяли только внешнюю атрибутику. С Женей Хавтаном мы попытались сделать примерно то, что в свое время Исаак Дунаевский в фильме "Волга-Волга". Принцип был такой: преломление американской культуры (а тогда моден был джаз, диксиленд) в советском образе жизни. С одной стороны, корнями все это уходило в американский рок-н-ролл, с другой - в эстрадные песни шестидесятых.
Мне кажется, что сегодня мои коллеги из "Браво" работают на более молодую публику, чем я. У меня - музыка для более взрослого поколения, ведь я цепляю еще и эстрадную ретроспективу, а "Браво" играют английский гитарный рок. Но думаю, что люди до 20 лет не будут считать своими кумирами тех, кто был кумиром предыдущего поколения. Они найдут себе новых. У них есть "Мумий Тролль" - органичная, достойная команда, со своей философией. Она выигрывает у всех даже очень хороших музыкантов предыдущих лет, в них есть новая идея, идеология.
Вот есть команда "Аэросмит", сделанная на прекрасной эстетике, а есть именитые "Скорпионз". Последние мне кажутся таким напыщенным немецким ансамблем, где взрослые дяди ведут себя неестественно, как герои немецкого порнофильма, - "дас ист фантастиш". Слава Богу, в последнем альбоме они сделали шаг в сторону самоиронии. Если в людях есть глубочайшая преданность своей эстетике, как у "Аэросмит", либо самоирония, как у "АС/DС", я могу им простить все.
"На-На" - это из другой серии. Не в том жанре мы их оцениваем. Не обижая ребят, могу сказать, что они хорошие ремесленники. У них нет никакой идеологии. Если Илья Лагутенко несет слово, то "На-На" - зрелище, мюзикл. И мне кажется, что его с таким же успехом могли бы озвучить другие четыре парня. В Барнауле идет мюзикл "На-На" - четыре барнаульца играют, в Воронеже работают другие ребята с этими же песнями: "Упала шляпа", "А ну, красивая, поехали кататься" и т. д.
Фонограмма
Мне вообще до лампочки, использует артист фонограмму или нет, для меня главное - интересно смотреть то, что он выдает. Есть часть звуков, которые изначально записаны с помощью компьютера. Наверное, и неважно, что они в концерте воспроизводятся неживыми инструментами. Вот для шестидесятых живой звук принципиален, а для девяностых - необязателен. Просто хочется, чтобы хоть от кого-то была энергетика - от певца ли, от балета. Вот у Лаймы Вайкуле выездной концерт без музыкантов - она и балет. Я бы с удовольствием мог его посмотреть, меня это не раздражает. Там есть на что глаз положить. А вот, скажем, Юрий Шевчук мне больше в акустическом варианте нравится. Я с уважением отношусь к творчеству команды "ДДТ", но это не главное для меня, не в аранжировках дело. Там важно СЛОВО.
Обзор CD
"Биплан" - "Блондинкам". Если вы слышали хит "Биплана" "С добрым утром", тогда вы уже имеете представление о творчестве этой прибалтийской команды, которую нежно опекает Олег Нестеров и его независимый лейбл "Снегири". Кстати, романтические тексты и осторожный вокал Максима Мельмана очень напоминает все тот же "Мегаполис". Но при этом у "Биплана", конечно, мелодическая структура песен гораздо проще, поскольку замешана на дворовой "трехаккордной" эстетике. Недавно парни дали в московском "Ле клубе" первый столичный концерт. К сожалению, сценически пока ребята смотрятся не очень убедительно - нет драйва. Но, думаю, что это дело наживное.
"Нашествие" - "Шаг первый". Сборник составлен не кем иным, как нынешним программным директором "Нашего радио" Михаилом Козыревым. Хотя продюсировал этот проект "начальник" группы HI-FI Эрик Чантурия. Оба вышеназванных человека обладают и музыкальным вкусом, и чутьем, поэтому это одна из немногих подборок отечественных команд, которая не режет слух. Все представленные группы достаточно молодые. Есть и Линда, и "Ляпис Трубецкой", и "Гости из будущего", и "А-мега"... Конечно, многих может сбить с толку подзаголовок "Не попса", стоящий на обложке. Думаю, ответ прост: авторы проекта под словом "попса" подразумевают дешевую, некачественную поп-музыку.
Михей и Джуманджи - "Сука-любовь". Михей (он же Сергей Крутиков) - осколок группы Bad Balance. Это, как вы понимаете, его сольный проект с музыкой, резко отличающейся от той, которую он делал в "Плохом балансе". "Сука-любовь" замешана на лучезарной музыке регги, джангле и русской мелодике. При этом у Михея еще и приличные тексты с незатасканными образами, хотя поет, он, в общем-то, как и большинство поющих людей, про любовь.
Смотрите также:
- РОК-МУЗЫКА. НЕ ПРЕВРАЩАТЬ В "ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД" →
- Алексей Горшенев: Мат - это последнее оружие →
- СТИНГ всех научит →