Мне из кабины видно все (Записки машиниста)

   
   

В ЛОНДОНЕ есть участок так называемого метро будущего: оно работает без машиниста, полная автоматика. Возможно ли такое у нас? "В Питере тоже провели эксперимент - хотели запустить поезда, которые передвигаются по тоннелям без помощи машинистов, - так начал свой рассказ Борис СИДОРОВ, машинист-инструктор электродепо "Планерное". - Но люди - раз за рулем нет человека - отказались ехать". Борис Львович проработал в столичном метро уже двенадцать лет, объездил все ветки московской подземки. Кто, как не он, знает всю подноготную этой профессии?

- ОЧЕНЬ мало кто идет к нам. Работа слишком тяжелая. Поэтому и отбор очень жесткий. Молодых берут только после армии. Прежде всего - встреча с психологом, тестирование длится часа два с половиной. Обязательно до конца обучения кандидата посадят в кабину и провезут пару кругов. Были случаи - человек уже получил документ, садится за пульт, въезжает в тоннель, и все - клаустрофобия! И он не может дальше ехать.

Машинисты, заступая на работу, каждый день проходят компьютерное обследование. Измеряются давление, пульс и индекс напряженности (психологическое состояние). И если, например, у тебя сегодня повышено давление или индекс напряженности, то все, до свидания, вместо тебя на работу выйдет кто-то другой.

Падать на рельсы - одно из "хобби" наших пассажиров. В моей практике было девять случаев. Кто-то оказался пьян, кто-то решил покончить жизнь самоубийством. Обычно везет пьяным - они успевают спрятаться. Одного такого тридцать метров тащило по рельсам, а когда поезд наконец остановился, он вышел из-под него целый и невредимый. А однажды на рельсы упала семья целая. Пьяный столкнул. Они стояли у края платформы... Такой психологической нагрузки многие машинисты не выдерживают - один-два упавших, и все. Особенно когда расчлененка, когда вытаскиваешь куски. Ведь это обязанность машиниста - устранить неполадки и без задержки отправить поезд дальше. Вот и приходится спускаться на рельсы... Конечно, если машинист не в состоянии справиться сам - вызывается спецбригада, но тогда поезд может долго простоять и, соответственно, возникнет мощнейшая пробка на линии.

Кстати, не только на станциях, но и в тоннеле случаются сюрпризы. Вот, например, как-то пришлось тормозить из-за колеса от трактора "Беларусь". Как оно туда попало?

Да и обычные пассажиры ведут себя вызывающе. Могут, допустим, держать двери и звать: "Вася, иди сюда, я тебя жду". Нам на отправление состава дается плюс-минус десять секунд. И как тут уложиться? На открытых участках попадаются "нездоровые" дети - бросают камни в лобовые стекла. Машиниста Выхинского депо здорово травмировали - бросили железнодорожный костыль, попали в лоб.

У многих машинистов жены не выдерживают рабочего графика мужей - регулярных уикендов у нас нет, и никакие планы строить невозможно. А законные выходные разбросаны в совершенно немыслимом порядке, по принципу - когда получается. Моя жена говорила мне: "Что ты жалуешься? Сидишь в кресле и ничего не делаешь". Я ее посадил как-то в кабину, провез один круг... Больше она мне вопросов не задает.

В нашем метрополитене самые короткие интервалы между поездами: 1 мин. 30 сек. в час пик и до 6 минут - в разгруженные часы. В других городах поезда могут 6 минут стоять, 7, 10... до 20 минут! Когда мэр Лондона приезжал в Москву, он не поверил: "Интервалы в метро 2 или 3 минуты - это вы для меня специально организовали?"

Самая перегруженная, напряженная линия в Московском метрополитене сегодня - Таганско-Краснопресненская. Здесь даже на "Планерной" поезда порой не могут уйти по несколько минут, а со станции "Выхино" пускают пустые поезда до "Кузьминок", чтобы там посадить пассажиров. А на станции "Полежаевская" снимается большинство метрошных эпизодов для фильмов, реклама. Потому что там свободный поезд стоит. Рекламу конфет часов восемь, наверное, снимали. Ну там дверки открыть-закрыть, продвинуть поезд туда-сюда. Playboy там тоже снимался... Да, прямо в вагоне. Интересно, правда?

Смотрите также: