Потушить пожары или нагреть руки

   
   

ТОРФЯНЫЕ пожары в области постепенно затухают. Специалистам еще предстоит подсчитать, в какую гигантскую сумму обошлось региону это стихийное бедствие. Ущерб, нанесенный здоровью 16 млн. жителей Москвы и области, подсчету не поддается. Теперь впору задаться вопросом: все ли возможное было сделано для борьбы со стихией? Ходят слухи о нецелевом использовании средств, выделенных на тушение пожаров, о кубометрах древесины, списанной как сгоревший лес. Слухи остаются слухами, но, после того как в редакцию обратился лесовод Владимир Сретенский из Перми, у нас возникло подозрение, что лица, ответственные за тушение пожаров в Шатуре, проявили как минимум недальновидность. Кандидат наук Владимир Сретенский, обладающий патентом на "способ тушения торфяного пожара", в августе этого года сам вызвался приехать в Москву, чтобы помочь справиться со стихией. Что из этого вышло, расскажет он сам.

- ТОРФЯНИКИ и у нас, и за рубежом тушат двумя способами. Первый - заливание водой. Он не дает желаемого результата, поскольку в торфе содержится битум и вода через него не проходит. Тушение затягивается на годы. Второй способ - окопать очаг горения до глубины минерального грунта. Оканавленный участок полностью сгорит, но зато сохранится остальной массив. Но как быть, если глубина торфа достигает десятка метров?

После многих лет исследований я нашел третий, более эффективный способ экстренного тушения торфяников без воды и оканавливания. Необходима лишь кое-какая техника - в первую очередь бульдозеры типа Т-130. Понимаю, в это трудно поверить, но при знании химизма процесса и законов лесоведения торфяной пожар можно потушить одними тракторами. Причем потушить навсегда, так что в следующие годы торфяник не загорится! Я запатентовал свой метод еще в 1990 г. и по этой технологии ликвидировал десятки торфяных пожаров в Пермской, Новосибирской и других областях.

В этом году написал несколько писем и телеграмм Громову и Лужкову. Предложил свою помощь. В конце концов меня вызвали в Первопрестольную и после беседы в Главном управлении ГО и ЧС Московской области направили в Шатуру. Заверили, что бульдозеры там есть и мне будет оказано всяческое содействие. Но в Шатуре меня встретили, мягко говоря, неприветливо. Начальник штаба пожаротушения и его зам сразу заявили, что бульдозеров у них нет. Мол, технологии тушения торфа давно отработаны. В тот момент в Шатурском районе работали 170 пожарных машин и люди из разных областей России. И когда я сказал, что при наличии бульдозеров отправлю пожарных домой и без них потушу торфяники, меня посчитали за круглого идиота, а потом и вовсе за вредителя. И это при том, что я обещал после успешной работы обучить всех специалистов Московской области своему ноу-хау. Поверьте, Подмосковье навсегда бы избавилось от торфяных пожаров и смога.

Я остановился в шатурской гостинице. Разговорился с одним авторитетным человеком, и он мне сказал: "Напрасно ты все это затеял. Тебе не позволят тушить по твоей технологии и бульдозеры не дадут. Почему, сам догадайся". Я тогда не догадывался и на что-то еще надеялся. Четыре дня я находился в Шатуре и все это время бился лбом о каменную стену. В конце концов начальник штаба всенародно заявил, чтобы я в течение суток убрался из города. Так и не начав тушить пожары, я вернулся в Пермь.

Убежден, что в следующем году подмосковный торф загорится снова. Пусть руководители области определятся, что им больше надо: потушить пожары или нагреть на них руки?

Смотрите также: