В ГЛУХИЕ застойные годы пьесы Александра ГЕЛЬМАНА - "Заседание парткома" ("Премия"), "Мы, нижеподписавшиеся", "Скамейка", "Наедине со всеми" - неизменно становились событием. Он талантливо и смело "оккупировал" сложнейший по тем временам жанр социальной, политической, публицистической драмы. Гельман молчал девять лет. С 1993 г. мы не видели его новых постановок. И вот премьера в Новом драматическом театре - "Профессионалы победы". Политическая пьеса, на сегодняшний день совсем уж экзотическая, вновь собирает аншлаги. Время действия символично - 2017 г. (100-летие Великой Октябрьской, как вы догадываетесь). Жанр оригинален - "комедия трагедии". Событие - очередные президентские выборы, предвыборный пиар. Место действия - все та же Россия...
- ВЫ ТАК долго не писали для театра, в чем причина? И что заставило снова взяться за пьесу?
- Я не ощущал в течение этих лет нужды в политическом театре. Пришла свобода, политика сама превратилась в захватывающий театр, а мы все образовали толпу зрителей. Народ-зритель неотрывно следил за перипетиями политического сериала длиною в десять лет. Прототипы сами вышли на сцену, не дожидаясь, когда драматурги, а затем режиссеры и артисты их изобразят. Это был ТЕАТР ПРОТОТИПОВ. И надо сказать, целый ряд политиков этих лет проявили себя значительно ярче как артисты, чем как государственные мужи. В области культуры, по-моему, это был сугубо эстрадный период. Эстрадное искусство пережило подлинный расцвет, произошла тесная смычка эстрады, бизнеса и власти. Театр в лучших своих проявлениях, за очень редкими исключениями, держался эти годы в стороне, несколько отчужденно. Политического театра не стало, многие считали, что он сгинул безвозвратно.
Между тем бурный переходный период минул, сошел с исторической сцены. Возникли новые регулярности, новые упорядоченности. Сформировались новые сословия, обозначилась новая типологическая структура общества. Политика поблекла, стала суше, сдержаннее, СКУЧНЕЕ. На политической сцене все меньше ярких индивидуальностей, происходит становление типического, повторяющегося. Года два назад я снова ощутил потребность в политическом театре, набрел на несколько сюжетов, один из которых удалось реализовать...
- Как можно сегодня обозначить задачу политического театра?
- Она неизменна: помогать обществу распознавать хитросплетения власти. Вечный ПОРОК власти можно сформулировать так: ОНИ ПРИЗВАНЫ СЛУЖИТЬ НАМ, А СЛУЖАТ СЕБЕ. Меняются только формы, способы обмана. Советская власть сначала привлекла народ яркой революционной фразой, обещанием справедливого, счастливого будущего, а когда народ доверился, сковала его страхом перед лицом чудовищной диктатуры. Политический театр в ту пору искал и порой находил щели в плотном заборе цензуры. Я нашел такую щель в "Премии" - многое из того, что думал о тогдашних порядках в стране, вложил в уста бригадира Потапова, представителя того самого рабочего класса, от имени которого советское руководство якобы правило страной. Не хотите слушать интеллигенцию, послушайте пролетария. Эту роль замечательно сыграли Олег Ефремов на сцене МХАТа и Евгений Леонов в кино. Нам удалось сказать о власти, если не всю правду, то все же нечто существенное. Усилиями целого ряда писателей, режиссеров, артистов критический анализ советской власти стал в те годы достоянием общества.
Сегодня ФОРМЫ ОБМАНА совсем другие: изощренно учитываются психологические особенности граждан, избирателей. Наши надежды и иллюзии, уверенности и сомнения, наша доверчивость и наше недовольство, вся наша внутренняя жизнь используется политиками и пиарщиками для достижения политического успеха. На беззастенчивой эксплуатации человеческих чувств и настроений делаются ошеломительные политические карьеры. Особую роль в политическом пиаре играет двойничество. Дело не только в том, что используются одинаковые фамилии или, как в моей пьесе, полное внешнее сходство. Даже когда непосредственно к услугам двойников не прибегают, мы все равно имеем с ними дело. Большинство из нас не знают и знать не могут, что собой поистине представляют те деятели, за которых нам предлагается проголосовать на выборах разных уровней. Фактически мы знаем их ДВОЙНИКОВ - образы, сформированные, "причесанные", "припудренные" пиаровскими конторами.
Редкий кандидат в члены парламента или в президенты выставляет себя перед народом таким, какой он есть. Это артисты, которые играют самих себя, но значительно улучшенных, приукрашенных. А люди у нас привыкли к тому, что их обманывают грубо, нагло, поэтому этим новым, утонченным формам обмана легко поддаются. Вот тут театр может и должен прийти на помощь своим зрителям - помочь распознавать новые приманки, прививки новых ложных понятий, сомнительных оценок... Политический пиар помогает политическим карьеристам, политический театр должен помогать рядовым избирателям.
- Надеетесь ли вы, что ваша пьеса окажет какое-то влияние на политиков, скажем, депутатов нашего парламента?
- Не знаю. Не думаю. Мне известно, что ряд депутатов Думы собираются посмотреть спектакль, некоторые уже смотрели. Но я в первую очередь рассчитываю на внимание, так сказать, рядовых зрителей, тех, кто голосует, а не тех, за кого голосуют...
Смотрите также:
- "КРУГЛЫЙ СТОЛ" "АиФ". Театр и перестройка →
- ИСКУССТВО. Служить интересам народа →
- Политическая пьеса: похороны жанра? →