У театрального подъезда перекупщики "забором"

   
   

Если вы собрались приятно провести вечер в театре, то совершенно необязательно за несколько дней до этого ехать в кассу и отстаивать длинную очередь. Перед началом спектакля практически всегда и у любого театра билеты можно приобрести у перекупщиков, причем на самые хорошие места. Спекуляция театральными билетами, к сожалению, сегодня неотъемлемая часть самого театра.

О ценах

"Но ведь покупать билеты с рук очень дорого, уж лучше за месяц до спектакля несколько часов в очереди постоять", - уверяла меня поклонница одного популярного московского театра. И с ней трудно не согласиться. Порой цены на билеты взлетают до небес. Например, самый дорогой билет в "Ленком" стоит 300 руб. Возле кассы у вас за него попросят уже 1 тыс. руб. Троекратная накрутка для билетного бизнеса в порядке вещей, даже можно сказать, средненькая. Выше номинала в три раза считается у спекулянтов еще "по-божески". Бывает, что цены взвинчиваются еще круче. Яркий тому пример - Большой театр. На некоторые спектакли туда можно попасть, выложив вместо "кассовых" 2 тыс. руб. все 10, а то и больше. Каким же образом билеты попадают в руки перекупщиков? Вряд ли через кассу. В столичных театрах в одни руки продают по 2-3 билета. А на улице у театра вам могут предложить не один десяток.

Спекуляция в законе

ПРАКТИЧЕСКИ на всех центральных станциях метро расположены "театральные" палатки и самодельные стенды, предлагающие билеты в любой московский театр. Этими "точками" владеет Театральное содружество "Метро", которое заключает контракты с театрами на распространение билетов. Содружество получает от театров определенное количество билетов и "разбрасывает" их по палаткам в метро. Скорее всего, на этом этапе и происходит своего рода "сделка". До палаток какое-то количество билетов перехватывают спекулянты. Ну, например, содружество получило на реализацию 100 билетов. 50 у них тут же покупают спекулянты. Содружество остается чистым, ведь оно делает то, что должно, - реализует. И спекулянты довольны - товар получен, есть с чем выходить на работу. В палатках билеты стоят дороже, чем в театральной кассе, но ненамного. И это, кстати, - не спекуляция. Это проценты, которые берутся за "оказанную услугу". Ведь совершенно очевидно, что человек лучше переплатит небольшую сумму в метро, лишь бы только не ехать и не драться со всей очередью за пару билетов на спектакль. Поэтому деятельность этих палаток можно обозначить более мягко, нежели спекуляция: распространение.

Стать перекупщиком не так-то просто. Отнюдь не достаточно купить десяток билетов, придумать хорошенькую цену, встать у кассы или главного входа в театр и громко кричать, что только у вас есть билеты на самые лучшие места. Не пройдет и двух минут, как рядом с вами вырастет амбал. Считайте, что вам повезло, если вас по-хорошему попросили очистить территорию и больше никогда здесь не появляться. Бывает и хуже. Нередко подобные эксперименты для новичков заканчиваются плачевно. Перекупщицкий бизнес давно организован. Я решил проверить на себе, как работает эта система. И выросшему перед носом амбалу сразу "признался", что хотел бы честно вступить в их ряды. В ответ услышал: "У тебя денег не хватит". Как оказалось, чтобы стать своим, придется для начала выкупить "право на бизнес" и выложить от 1 до 2 тыс. долл.

Штрафы - слезы

ЗАМЕСТИТЕЛЬ директора "Ленкома" Сергей Вальтер говорит, что "со спекулянтами пытались бороться с помощью ГУВД. Написали заявление, но безрезультатно. Пытались как-то самостоятельно разобраться, так начали угрожать физической расправой. Обидно за тех зрителей, кто купил билет втридорога, а в случае отмены спектакля вынужден сдавать его по цене, указанной на билете".

"Эту проблему практически невозможно решить, - рассказывает Анатолий Александров, начальник отдела театров Комитета по культуре Москвы. - Если в Советском Союзе человек занимался спекуляцией, он тут же попадал под уголовную статью. Сейчас все намного усложнилось. Бывшие спекулянты становятся ПБОЮЛами (предпринимателями без образования юридического лица) и занимаются законным распространением билетов. В Москве есть инспекция, которая следит за тем, чтобы цены не были запредельными. В противном случае - штраф. Однако поймать человека за руку крайне тяжело".

С 1 июля 2002 г. в новом административном кодексе не стало статьи, которая запрещала зарабатывать на любителях театра. А значит, по-прежнему придется слышать в кассе угнетающее "билетов нет" и отстегивать огромные суммы потирающим руки перекупщикам. К сожалению, они будут всегда. По крайней мере до тех пор, пока "не удостоятся" должного внимания властей.

Смотрите также: