ЗА ДВЕ недели до Нового года душа просит праздника и... скидок. Торговцы украшают витрины магазинов так, чтобы максимально поднять нам настроение и, завлекши внутрь, максимально опустошить наши карманы. Их можно простить - на то он и праздник. Но вот только как насчет витрин? Что представляет собой этот вид дизайнерского искусства в предновогодней Москве?
ТО, ЧТО оформление витрин - искусство, ясно каждому, кто соприкасался с рекламой. Красочная и со вкусом оформленная витрина привлекает внимание и увеличивает объем продаж. Дизайнеры даже делят их на товарные и сюжетные. Если за стеклом булочной лежат пирожки - это товарная витрина. А если те же пирожки поместить в корзину Красной Шапочки - уже будет сюжетная. Очевидно, что именно сюжетный дизайн становится востребованным под Новый год. В Европе и США оформители активно задействуют рождественские мотивы: Вифлеемскую звезду, Деву Марию с новорожденным Иисусом, волхвов...
Российский менталитет в силу особенностей климата и фольклорных традиций прямо-таки изобилует новогодними сюжетами и образами. Возможно, какие-то из них появились в советское время (например, мальчик по имени Новый год, заменяющий Деда Мороза на ответственном сказочном посту), но никто не запрещает использовать их в рекламно-развлекательных целях. "У нас много образов зимних зверушек, - говорит президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров. - Есть красивый сюжет, как заяц меняет шкурку с серой на белую. Это, если хотите, символ обновления. Олененок, который рождается под Новый год, - символ надежд. Белочка, грызущая орешки, - символ благополучия".
Использование в рекламе животных очень эффектно, это все знают. Я прогулялся по Тверской (от Манежной до Маяковки), посмотрел на витрины и констатирую: если какие-то сюжеты там есть, то сводятся они к банальным вариациям на тему: "Санта-Клаус и посторонний предмет". За стеклом мексиканского ресторана скандинавский дед сидит в обнимку с бутылкой текилы. В витрине ночного клуба он выглядит таким понурым и уставшим, будто прогулял в означенном заведении все деньги. Наконец, один магазин демонстрирует Санта-Клауса, спящего на кровати (видно, после посещения ресторана и клуба). Попадается Санта с фонарем, мешком и саксофоном. Санта нарисован на стеклах "Русского бистро"! Он же красуется в витринах булочной "Филипповская". Не обошлось и без танцующего Санта-Клауса. Перед обувным магазином рождественский дед-кукла дергается и поет песенку в стиле кантри. По-английски, разумеется. Что касается Дедов Морозов, то их на Тверской всего три. Один маленький и почему-то фиолетовый. Два других стоят в витринах книжного магазина "Москва". Правда, не поют: таких кукол наши фабрики игрушек до сих пор не выпускают. Снегурочек же на Тверской нет вообще.
Зато есть множество елочек и монотонных шаров. Взгляд скользит и не останавливается. (Остановиться он может разве что на витрине магазина, где рядом с елочкой сидят два обезглавленных манекена, изображающие детей.) "Перенасыщенность однообразными елочками и шарами - протестантская традиция, которую нам навязали, как и Санта-Клауса, рекламирующего кока-колу, - выносит свой вердикт Юрий Назаров. - Протестантское сознание аскетично, отсюда монотонность. А русской традиции присуща богатая цветовая гамма, буйство красок. (Вспомните расшитые праздничные костюмы, которые висят у нас в музеях.) В витрине все должно быть ярко и узнаваемо, пусть на подсознательном уровне. И для покупателей появление сказочных персонажей, тех же зверушек, должно стать сигналом: началась распродажа".
Столичные власти еще в ноябре распорядились, чтобы все витрины были оформлены в соответствии с новогодней тематикой. Жаль, не приказали соответствующему департаменту, чтобы тот проконсультировался по данному вопросу с великоустюжским Дедом Морозом.