Дед Мороз по-русски не поет

   
   

ЗА ДВЕ недели до Нового года душа просит праздника и... скидок. Торговцы украшают витрины магазинов так, чтобы максимально поднять нам настроение и, завлекши внутрь, максимально опустошить наши карманы. Их можно простить - на то он и праздник. Но вот только как насчет витрин? Что представляет собой этот вид дизайнерского искусства в предновогодней Москве?

ТО, ЧТО оформление витрин - искусство, ясно каждому, кто соприкасался с рекламой. Красочная и со вкусом оформленная витрина привлекает внимание и увеличивает объем продаж. Дизайнеры даже делят их на товарные и сюжетные. Если за стеклом булочной лежат пирожки - это товарная витрина. А если те же пирожки поместить в корзину Красной Шапочки - уже будет сюжетная. Очевидно, что именно сюжетный дизайн становится востребованным под Новый год. В Европе и США оформители активно задействуют рождественские мотивы: Вифлеемскую звезду, Деву Марию с новорожденным Иисусом, волхвов...

Российский менталитет в силу особенностей климата и фольклорных традиций прямо-таки изобилует новогодними сюжетами и образами. Возможно, какие-то из них появились в советское время (например, мальчик по имени Новый год, заменяющий Деда Мороза на ответственном сказочном посту), но никто не запрещает использовать их в рекламно-развлекательных целях. "У нас много образов зимних зверушек, - говорит президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров. - Есть красивый сюжет, как заяц меняет шкурку с серой на белую. Это, если хотите, символ обновления. Олененок, который рождается под Новый год, - символ надежд. Белочка, грызущая орешки, - символ благополучия".

Использование в рекламе животных очень эффектно, это все знают. Я прогулялся по Тверской (от Манежной до Маяковки), посмотрел на витрины и констатирую: если какие-то сюжеты там есть, то сводятся они к банальным вариациям на тему: "Санта-Клаус и посторонний предмет". За стеклом мексиканского ресторана скандинавский дед сидит в обнимку с бутылкой текилы. В витрине ночного клуба он выглядит таким понурым и уставшим, будто прогулял в означенном заведении все деньги. Наконец, один магазин демонстрирует Санта-Клауса, спящего на кровати (видно, после посещения ресторана и клуба). Попадается Санта с фонарем, мешком и саксофоном. Санта нарисован на стеклах "Русского бистро"! Он же красуется в витринах булочной "Филипповская". Не обошлось и без танцующего Санта-Клауса. Перед обувным магазином рождественский дед-кукла дергается и поет песенку в стиле кантри. По-английски, разумеется. Что касается Дедов Морозов, то их на Тверской всего три. Один маленький и почему-то фиолетовый. Два других стоят в витринах книжного магазина "Москва". Правда, не поют: таких кукол наши фабрики игрушек до сих пор не выпускают. Снегурочек же на Тверской нет вообще.

Зато есть множество елочек и монотонных шаров. Взгляд скользит и не останавливается. (Остановиться он может разве что на витрине магазина, где рядом с елочкой сидят два обезглавленных манекена, изображающие детей.) "Перенасыщенность однообразными елочками и шарами - протестантская традиция, которую нам навязали, как и Санта-Клауса, рекламирующего кока-колу, - выносит свой вердикт Юрий Назаров. - Протестантское сознание аскетично, отсюда монотонность. А русской традиции присуща богатая цветовая гамма, буйство красок. (Вспомните расшитые праздничные костюмы, которые висят у нас в музеях.) В витрине все должно быть ярко и узнаваемо, пусть на подсознательном уровне. И для покупателей появление сказочных персонажей, тех же зверушек, должно стать сигналом: началась распродажа".

Столичные власти еще в ноябре распорядились, чтобы все витрины были оформлены в соответствии с новогодней тематикой. Жаль, не приказали соответствующему департаменту, чтобы тот проконсультировался по данному вопросу с великоустюжским Дедом Морозом.

Смотрите также: