"Старые" новые дома поделят пополам

   
   

СЛУШАНИЯ в Арбитражном суде по "делу памятников" переносили много раз. Говорили, что, пока чиновники по обе стороны процесса не договорятся, слушаний не будет вовсе. Однако похоже, что 16 января все же станет судным днем: согласительная комиссия из представителей Минкульта РФ, Минимущества РФ и столичного правительства по разграничению федеральной и столичной собственности на памятники истории и культуры Москвы завершила свою работу. Итог озвучил заместитель мэра и руководитель городского Комплекса по имущественно-земельным отношениям Олег Толкачев: "Комиссия нашла неплохой компромисс. Часть памятников федерального значения останется в ведении Москвы. Те же памятники, где расположены государственные органы власти, комиссия рекомендует зарегистрировать как собственность РФ".

История о переделе сфер влияния

ВО ВРЕМЕНА, когда наша страна меняла один строй на другой, памятникам истории и культуры жилось тяжело. Ими было не принято гордиться, не говоря уже про то, чтобы заботиться о них. А простояв минимум по веку, они отчаянно нуждались в ремонте. Почему поддерживать их жизнь обязали муниципальные власти, никто припомнить не может. Зато про эти, с позволения сказать, исторические здания вспомнили, когда выяснилось, что Москва плохо-хорошо, но привела большинство из них в надлежащий вид. Тогда как в других регионах России насильственная передача зданий с федерального на муниципальный баланс закончилась полным их обветшанием. Картину дополнили московские, но федеральные (по собственности) дома: красивые и ухоженные (первые) эффектно выделялись на фоне полуразрушенных (вторых). Самый яркий пример - стоящие по соседству Галерея Шилова и Дом Пашкова, о которых я писала не один раз.

Еще одним поводом к разговору на тему "А дома-то чьи?" стала собственно реставрация памятников. Благодарить за сохранение не торопились. Министр культуры РФ Михаил Швыдкой в самый разгар работы комиссии отметил, что о каждом памятнике нужно говорить отдельно. С точки зрения Минкульта, реставрация, например, Музея А. С. Пушкина - "это неправильная реставрация". По его мнению, "музей получил вполне удобное пространство, но представление о жизни городской московской усадьбы сильно исказилось, потому что на самом деле музей не реставрировали, а реконструировали". Возможно, критика справедливая. Но только и у министерства есть свой скелет в шкафу. Я имею в виду то, что именно за подписью заместителя Швыдкого Натальи Дементьевой разрешили срыть три дома из пяти оставшихся с XVIII-XIX вв. усадьбы Римского-Корсакова на Тверском бульваре. Эти три здания, за счет которых расширяется ресторан "Пушкинъ", Минкульт в кратчайшие сроки "вывел" из состава памятников архитектуры федерального значения. А ведь их для Римского-Корсакова строил Осип Бове.

История о деньгах

СПИСОК претензий по содержанию ценных зданий можно было бы продолжить. Так, руководитель Агентства по управлению и использованию памятников РФ Владислав Климченко рассказывал, что ценность многих из них из-за реконструкции утрачена: особняки превратились в офисы с евроремонтами, 43 объекта были проданы и теперь являются собственностью коммерческих структур. По этому поводу высказывался и министр культуры: "В период правового вакуума московское правительство де-факто перевело в муниципальную собственность около 1 тыс. памятников".

Но не новые фасады усадеб и особняков стали настоящей причиной затянувшегося спора. Московское правительство сдавало видавшие виды памятники в аренду, а получало красивые дома (ведь приятно, проезжая по городу, смотреть на ухоженные, вполне европейские фасады зданий) и около 1 млрд. руб. чистого дохода в казну. Михаил Швыдкой не раз подчеркивал, что "Министерство культуры не собирается на памятниках зарабатывать. Оно только хочет вернуть здания в федеральную собственность, чтобы... те доходы, которые должен получать федеральный бюджет, он и получал".

История, которая еще не написана

РАССКАЗЫВАЯ про работу комиссии более подробно, Олег Толкачев объяснил, что список памятников состоял из трех разделов. В первом было 858 памятников, числящихся в столичной собственности. Во втором - 371 здание, принадлежащее РФ. И только по 263 "ничейным" домам из третьего списка долго не могли договориться. Но... все-таки договорились: форма владения будет похожа на совместное предприятие, а полученные доходы станут направлять на поддержание памятников, являющихся собственностью Москвы и РФ.

Вне зависимости от того, перенесут ли слушания вновь или нет, про памятники мы еще услышим. Найденный компромисс похож на отсрочку в принятии окончательного решения. Я думаю так, потому что знаю: найти повод, чтобы переделить доходы, можно всегда. Стоит только подождать. К тому же денег, как известно, много не бывает.

На снимках: 1 - Перепрофилированный в Дом приемов мэрии Путевой дворец, XVIII в., 2 - "Вылизанный"Музей современного искусства, в прошлом Дом купца Губина, XVIII в., 3 - Разрушенные корпуса усадьбы Римского-Корсакова, XVIII-XIX вв., 4 - "Многострадальный" Дом Пашкова, XVIII в.

Смотрите также: