Поколение незнаек

   
   

Мне 23, но я уже пожила в нескольких эпохах - финальной стадии развитого социализма, романтической перестройке и стихийном капитализме. Я помню вожделенную "палку" сервелата в заказе и день, когда умер Брежнев. Я успела побывать в рядах октябрят и пионеров, постоять в очередях за хлебом, но новейшую историю уже изучала в постсоветском изложении - с возвращенными названиями городов и страшными цифрами жертв политических репрессий.

Новое поколение выбирает... монархизм?

В этом году школу закончило последнее поколение москвичей, начавших учиться при советской власти - в 1990 г. Меня с ними разделяет несколько лет, но я чувствую, что ОНИ - ДРУГИЕ. И дело не только и не столько в том, что они не застали времена, когда жвачка и видеомагнитофоны были экзотикой. Как выясняется, это уже совершенно новые люди с аполитичным, не загруженным идеологическими догмами сознанием и чаще всего с девственно чистой "исторической памятью". Я опросила около сотни 15-18-летних подростков, дружной гурьбой пришедших записываться в Школу юного журналиста при "АиФ". Юной поросли раздали анкету, в которой нужно было дать определение "холодной войне" и "железному занавесу", а также ответить на вопросы: "Когда кончилась советская власть?", "При каком строе мы сейчас живем?" и "При каком строе вы хотели бы жить?". Ответы будущих журналистов сильно позабавили своей пестротой и непосредственностью. Оказывается, "железный занавес" - это... "жалюзи", "запасной занавес в театре", "безвыходная ситуация", "повязка на глазах народа, скрывающая правду", в лучшем случае - "невозможность выехать за границу". "Холодная война" - "драка на ножах", "война с холодным оружием", "война внутри государства". Правильные ответы обнаружились меньше чем у трети респондентов. Конец советской власти, по мнению большинства опрошенных, пришелся на 1991 г. Дать определение нынешнему времени не смог практически никто (впрочем, это сегодня не под силу даже дипломированным историкам), но жить большинство тем не менее пожелало "так, как сейчас".

Более десятка юных журналистов отдали предпочтение... монархии, в частности, "православному абсолютизму", нашлись и желающие жить при коммунизме или социализме. Любопытно, что результаты другого исследования, недавно проведенного социологами Института молодежи, показывают, что монархия привлекает почти каждого пятого респондента в возрасте от 18 до 29 лет (см. таблицу). При коммунизме, к счастью, хочет жить только 6% опрошенных, при том, что абсолютное большинство затруднилось дать определение этому весьма "судьбоносному" для нас строю. Светлое будущее так и осталось для нас под покровом тайны...

Осколки сознания

Невежество подростков, причем из вполне интеллигентных и обеспеченных семей, с каждым годом прогрессирует, - жалуется Екатерина С., учитель истории одной из московских школ. - Что там "холодная война", некоторые в 17 лет не знают, кто такой Наполеон!.. Компьютерное поколение постепенно разучивается думать и сомневаться, ищет простое решение сложных проблем..

Меня поражает, как мало наши студенты, даже старшекурсники, знают о прошлом, - соглашается профессор Галина Белая, декан историко-филологического факультета РГГУ. - "Холодная война" и даже горбачевская перестройка для них далекое прошлое, как античность. Проблема в том, что наше историческое сознание сейчас представляет собой осколки взрыва, в котором сохранился пепел и советского мышления, и диссидентского, и авангардного. Но такая эклектика старых взглядов и новых слов неизбежна для переходного периода. Современная реальность и недавнее прошлое еще как следует не осознаны и постигаются с помощью эмоций, а не строгих формулировок..

Так что еще неизвестно, кто виноват в том, что подросло поколение незнаек, каша-то в голове сегодня не только у них. Историю ХХ века в московских школах сейчас начинают изучать в 9-м классе. Но способен ли человек в 14 лет "переварить" такие понятия, как "тоталитаризм", "идеология" и т.п.? Как утверждают психологи, сознательный интерес к общественным наукам просыпается у подростков уже после 15 лет. В 10-11-х классах к новейшей истории, правда, возвращаются снова, но вместо более серьезного обсуждения уже знакомых вопросов изучение чаще всего приходится начинать "с нуля". Учебники и пособия каждая школа выбирает самостоятельно - благо ассортимент позволяет: в Москве четыре крупных и около десятка мелких учебных издательств. В столичном Комитете образования мне сообщили, что на подходе новая волна учебников по современной истории, где факты будут преобладать над личной оценкой автора, а интерпретация спорных событий будет скорее примирительной, нежели субъективной. Возможно, в недалеком будущем включится в игру и новое поколение учителей истории, которые получили образование уже в другую эпоху и которым не пришлось насильно "перестраиваться" на новую трактовку, в том числе и их жизненного опыта.

Они - сегодняшние

Не стоит, наверное, принимать всерьез и псевдоувлечение молодежи монархизмом. Вряд ли речь идет о сознательной тяге к монархическим ценностям. Скорее всего, это романтизация "безнадежно" далекого прошлого, сведения о котором в основном черпаются из сериалов. А может быть, и проявление нового патриотизма - первые плоды насаждаемой с приходом нового президента национальной идеи сильной государственности. В Европе снова входят в моду левые взгляды (вспомните, как в Праге молодежь недавно громила магазины и "Макдоналдсы"). Но не факт, что "детская болезнь левизны" успеет заразить Москву. Наша молодежь еще не пресытилась благами экономически стабильного общества. По данным опроса Института молодежи, акции протеста начнутся только в случае резкого ухудшения жизненного уровня - тогда на улицы вышли бы 70% опрошенных молодых москвичей.

Какие только клише не присваивают сегодняшним тинейджерам - поколение прагматиков, поколение потребителей, MTV-поколение, поколение Интернета и даже... потерянное поколение. "Это потерянные люди - ни во что и ни в кого не верят! - пытался убедить меня заведующий одной из кафедр истфака МГУ, преподаватель явно старой закалки. - В лучшем случае верят в себя. Историю изучают по книжкам Виктора Суворова и учебникам, где советский период полностью очерняется. А интересует их в первую очередь, где и как можно быстро заработать".

Многие столичные старшеклассники действительно не имеют представления ни о холодной войне, ни даже о перестройке, не знают, кто такой Гагарин, и вряд ли ответят на вопрос, кому раньше стоял памятник на Лубянской площади и чем вообще прославился Дзержинский. Но они лучше взрослых разбираются в том, какие профессии нынче самые прибыльные. Они ценят возможности сегодняшнего дня.

Смотрите также: