Жизнь в подземном уровне

   
   

КОГДА в 1993 г. Юрий Лужков и Владимир Ресин съездили в канадский Монреаль, через пару лет в центре Москвы появился подземный комплекс "Манежная площадь". И вот Владимир Ресин снова съездил в Монреаль, и через пару лет в Москве появится монорельсовая дорога из "Шереметьева - 2" до Ленинградского вокзала.

Вышли мы из подземелья

МОСКВИЧАМ приятно было думать, что комплекс на Манежной площади - плод фантазии московских архитекторов и строителей. В крайнем случае он похож на парижский подземный комплекс. Но, оказывается, своим созданием "погреб" в центре Москвы обязан подземельям маленького канадского города Монреаля, 1 млн. жителей которого не позволяет сравнить его даже с одним из 10 московских округов. Как бы там ни было, комплекс получился праздничным. Еще бы, ведь четверть стоимости всех работ потрачена была на красоту - скульптуры, фонтаны, внутреннюю отделку. Может быть, поэтому многие горожане приезжают на все это посмотреть: летом постоять на берегу Неглинки (которую, к слову сказать, из трубы никто не освобождал, и то, что выглядит рекой, - водопроводная вода), зимой погулять среди красивых витрин. Перекусить, пописать (в Монреале говорят "вымыть руки") и что-нибудь купить в комплексе немногие могут себе позволить.

Подземелья Монреаля нельзя назвать комплексом, потому что занимают они не одну городскую площадь, их общая протяженность... 30 км. (Поскольку первую яму в центре вырыли и мы, то НИиПИ Генплана Москвы в самом ближайшем будущем разработает "концепцию комплексного использования подземного пространства города", которая обяжет строителей автостоянок, складов, деловых центров, магазинов осваивать подземелья.) Подземный город, родившийся в Монреале в 1962 г., соединяет станции метро, парковки, бесчисленные кафе, рестораны, магазины, музеи, концертные залы и театры. Из подземелья можно войти (или выйти) в гостиницы, офисы, жилые дома, кинотеатры и даже церкви - всего в 60 зданий. С точки зрения художественного убранства, смотреть там не на что: когда велось строительство, было принято решение не тратить на это больше 1% от всей стоимости проекта. За 38 лет, кроме мелких аварий систем водоснабжения и кондиционирования, никаких потрясений под землей не было. Но если бы что-нибудь случилось, то таких жертв, как при взрыве на Манежной площади, не было бы. Наше подземелье не скопировало с монреальского специальные двери, препятствующие проникновению воздуха из одного зала в другой, и водяные стены, образующиеся при пожаре и останавливающие гарь и дым.

Строить модно поквартально

КОНДОМИНИУМЫ, тоже изобретенные в Канаде и завезенные в 1993 году, пока в Москве непопулярны. В Монреале горожане полностью платят за коммунальные услуги, предоставляемые городом, мы же платим, как известно, всего 40%. Те же из москвичей, кто оказывался при покупке жилья перед выбором - жить в кондоминиумах или нет, чаще решали не в пользу сообщества, потому что при всех плюсах (основной из которых - возможность получать жильцами доход от аренды подвалов, цоколей и чердаков) был и есть один существенный минус - 100%-ная оплата жилья. А в Монреале кондоминиумы образуют жители малоэтажных домов, рассчитанных на несколько семей, и понятно, что договориться им намного проще.

Если изучать опыт жилищного строительства Монреаля с целью что-то еще перенять для Москвы, то, по-моему, заслуживает внимания факт застройки города специальными кварталами. Монреаль, как и Москва, уплотняется, но не точечным строительством, а ПЕРЕСТРОЙКОЙ ЗДАНИЙ выведенных за черту города заводов - в большие супермаркеты, школ - в малосемейные дома. Исследования показывают, что все больше людей хочет жить там, где и работает, или жить и работать с "себе подобными". Так естественным образом сложились университетский квартал, эмигрантский. Ведется строительство международного квартала, который свяжет деловой центр со старым городом, и квартала мультимедиа, в котором будут жить и работать сотрудники 132 фирм, имеющих отношение к высоким технологиям. Исключение в этом смысле делается только для социального жилья (оно бесплатное, и, чтобы его получить, нужно 2 года стоять в очереди), которое в Монреале разбросано по городу. Это сделано умышленно, потому что, уверены здесь, концентрация в одном месте людей с проблемами приводит к возникновению еще больших проблем у этих людей.

Лучше только галоши

ПРЕДМЕТЫ экспорта, на мой взгляд, Монреаль еще не исчерпал. Так зимой они тоже солят дороги, про химический состав могу сказать только то, что в него добавляют щебенку, которую используют несколько зим подряд, и что эта смесь "топит" метровый сугроб снега за 20 мин. Местные экологи утверждают, что для деревьев она не вредна, вредна в меньшей степени для машин и в большей - для обуви. Но поскольку большинство дорог в Монреале - под землей, проблема влияния соли на машины, а заодно и городских пробок как будто решена. Монреальцы же "борются" с солью посредством... обыкновенных галош. И "галошная" промышленность у них очень развита - галоши выпускают тонкие и толстые, на "молнии" и на липучках, для туфель, ботинок и даже сапог. Их носят все независимо от возраста, и некоторые не снимают даже в помещениях. Может, и нам на те огромные деньги, которые тратятся на ежезимний поиск безвредных реагентов, наладить в Москве выпуск галош? А то ведь неизвестно, когда еще поедет делегация московского правительства в Монреаль.

Смотрите также: