На штурм Госпремии - с черной икрой

   
   

В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ галерее на Крымском валу показывают работы соискателей Госпремии РФ по предметному, изобразительному и прочему искусству, вплоть до циркового. Огромный зал завешан картинами, нет, чего тут мелочиться - полотнами. Плюс немножко скульптуры и театральные костюмы Аллы Коженковой - манекены в ярких перьях и золотых масках. Зрителей меньше, чем экспонатов, но и те подвергаются нападкам бдительных смотрительниц: то сразу несколько охотятся за маленькой девочкой, которая решила побегать, то выгоняют из зала мужчину, собравшегося поговорить по сотовому телефону. Бродят художники, посматривают на работы удачливых коллег, скептически переговариваясь между собой.

В номинации "Изобразительное искусство" - столпотворение соискателей. М. Ромадин - художник, много работавший и в кино, А. Ситников - очень яркие, насыщенные портреты Маяковского, Шостаковича, Шнитке. Только не пытайтесь разглядеть знакомые лица - это тоже конструктивизм. И. Орлов - почти монохромные пейзажи, главный герой которых - керамический горшок с васильками или флоксами. И. Обросов - мрачные картины в толстенных черных рамах с соответствующими названиями: "Печаль покинутых деревень" и т. п.

У картины Р. Федорова "В тиши уединения (А. С. Пушкин в Тригорском)" замирают две студентки и недоуменно смеются: "Точно, как мы наброски рисуем! Один в один!" Интересно, что бы они сказали про "Валентину с пекинесом" того же автора? Круглые бессмысленные глаза женщины, а особенно собаки, завораживают. А еще у художника есть мистические картины, например, "Каиновы качели": солдат с автоматом у белого пианино, старец в балахоне, Аполлон, плавно переходящий книзу в женщину. Впечатляет!

Два брата Ткачевых, Сергей и Алексей (оба 1922 г. рождения), за свою долгую жизнь уже получали Госпремии за изображение колхозной деревни. Сейчас другие времена, другие песни, и на Госпремию художники выставили восьмилетний труд под названием "Празднование тысячелетия Крещения Руси в Вышнем Волочке": счастливые колхозники, ой, простите, православные крестьяне, столпились вокруг озаренных солнцем священников с вилами, извините, хоругвями.

Из всех картин больше всего притягивают посетителей фотопортреты - И. Пальмина и Ю. Роста. Вроде и так люди кругом, надоесть уже должны, а вот нет же: стоишь, всматриваешься, пытаешься понять, что за человек схвачен в кадре.

Много работ по архитектуре, например, реставрация пушкинских мест: Михайловского, Тригорского и Петровского. Жилые комплексы в Нижнем Новгороде, Малоярославце и питерская станция метро "Крестовский остров" - симпатично, но довольно обычно. Первую премию немедленно хочется дать архитекторам реабилитационного центра для детей-аутистов в Москве. Посмотреть на это разноцветное асимметричное здание, состоящее из ломаных геометрических фигур, в любой европейской столице возили бы толпы туристов, а те бы цокали языками и скупали открытки.

Скульптура на выставке представлена слабовато: всего два соискателя. Ю. Гришко ваяет великих людей - Репина, Бунина, Сурикова - в маленьком формате, в основном сидящих на скамейках, а В. Муратов тяготеет к абстракциям из цветного хрусталя. Дизайнеры тоже соревнуются за Госпремию. В. Галкин кует железо в прямом смысле этого слова: оформляет улицы и банковские особняки в Санкт-Петербурге коваными решетками, перилами, фонарями в стиле модерн. Дело Шехтеля живет и побеждает. Очень смешная находка дизайнера: в конце лестницы перила стекают прямо на пол небольшой кружевной лужицей.

Уф, все мы, вроде бы, отсмотрели. А теперь угадайте, что вызывало самые счастливые улыбки, самые радостные восклицания посетителей? Старинный, заслуженный плакат "Жизнь удалась" А. Логвина - где эти слова выложены... черной икрой по красной. "Ой, как здорово, я в Интернете это видела!" - восхитилась одна из посетительниц. "А я сразу не допер", - признался ее спутник не менее восхищенно.

Смотрите также: