Князь Юсупов думал о нас

   
   

В ГОСУДАРСТВЕННОМ музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на Волхонке открыта выставка "Ученая прихоть". Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова", ставшая результатом сотрудничества самого ГМИИ, Государственного Эрмитажа и Государственного музея-усадьбы "Архангельское". Вероятно, благодаря такому утроению сил зрителя ожидает объемная, добротная, зрелищная экспозиция, состоящая почти из 500 экспонатов и подкрепленная отличным двухтомным каталогом. Ревнивые коллеги из других музеев, скрепя сердце, уже печатно назвали "Ученую прихоть" "самым заметным музейным событием года". А такой корпоративный комплимент дорогого стоит.

НА САМОМ деле выставка знаменитого собрания екатерининского вельможи Николая Юсупова (1750 - 1831) своим запрограммированным успехом во многом обязана... 1917 г. После революции юсуповские питерский дворец на Мойке и имение в Архангельском и хранившаяся в них коллекция были национализированы советской властью. И если в Архангельском в 1919-м создали музей, существующий поныне, то организованный музей на Мойке в 1925 г. ликвидировали, произведения искусства из дворца изъяли, распылили по другим музеям и даже экспортировали за границу (СССР были нужны деньги). Сегодня разрозненное княжеское имущество хранится и в ГМИИ, и в "Архангельском", и в Эрмитаже, а также в музеях Омска, Хабаровска, Саратова, не говоря уж о зарубежных собраниях. Кстати, на выставку в ГМИИ торжественно прибыли два портрета XVII века кисти великого голландца Рембрандта из Национальной галереи искусств в Вашингтоне. (Их вывез из России праправнук князя Феликс Юсупов, знаменитый убийца Распутина.)

Так что реконструкция в одном музейном пространстве и на основе сохранившихся документов нами самими разгромленной коллекции Юсупова - уже сенсация. Приезд на спонсорские деньги нами самими упущенных "рембрандтов" - сенсация вдвойне. Демонстрация на выставке произведений из музея-усадьбы "Архангельское", нами самими пятнадцать лет назад закрытого сначала из-за неурядиц с военным ведомством, владеющим архангельской территорией, потом по причине вялотекущей реставрации, - сенсация тройная. Драматическая отечественная история и бестолково-бесхозное настоящее дают возможность с легкостью делать сенсационные выставки. Были бы у музейщиков деньги, ум и вкус.

Со всеми тремя компонентами успеха у "Ученой прихоти" - полный порядок. Пестрая по составу экспозиция, в которой есть и живопись, и графика, и скульптура, и фарфор, и бронза, и книги, и трости, смотрится очень ясной и логичной. Воссозданные интерьеры юсуповских кабинета и библиотеки превращают академическую выставку в увлекательное путешествие во времени. Признанные шедевры западноевропейской живописи (картины Корреджо, Тьеполо, Лоррена, Буше, Рембрандта и других) делают ее бесценным удовольствием для гурманов.

Впрочем, ни исторические катаклизмы, ни кураторские таланты не помогли бы выставке, не будь в свое время самого князя Николая Юсупова с его тонким вкусом и шальными деньгами. С его "ученой прихотью" меценатства, как выразился в свое время Пушкин, гость Архангельского. Теперь он нам - яркий пример для подражания.

Выставка открыта до 11 ноября.

Смотрите также: