В МОНИНСКОМ Музее Военно-воздушных сил в последние годы посетителей стало заметно больше - иностранцы восхищенно цокают языками, наши соотечественники не без гордости осматривают грозные машины и фотографируются на их фоне вместе с детьми. Опытные экскурсоводы, в прошлом кадровые военные, рассказывают удивительные вещи - историю предмета они знают великолепно. Но в приватной беседе с грустью признаются: через несколько лет, похоже, их некому будет заменить. Старые кадры - профессора, доценты, кандидаты военных наук - работают здесь по инерции. Кто еще позарится на зарплату экскурсовода с начальной ставкой в 600 руб.?
60 лет без ремонта
МЫ ЗАХОДИМ в библиотечный зал Музея ВВС. Деревянные столы, подшивки газет... Это помещение на время стало общим "кабинетом" для экскурсоводов и научных работников музея. В глаза бросаются две зияющие дыры в потолке - из них пахнет плесенью. Дощатые перекрытия не выдерживают испытания временем. Один из кусков упал прямо на голову пожилому сотруднику, который сидел за столом. Слава богу, все обошлось, но то, что капитальный ремонт здания давно назрел, совершенно очевидно. В ангаре, где расположены часть коллекции самолетов и служебные помещения, с 1958 г. никаких ремонтных работ никогда не проводили. В зале N 6 в углу "красуется" огромная трещина, отваливается штукатурка, а ведь здесь выставлены уникальные самолеты. Например, гордость музея - Ла-7, на котором лично сбивал немецкие самолеты трижды Герой Советского Союза Кожедуб. Или Як-9У - на истребителях этой серии воевал знаменитый полк "Нормандия - Неман". Или "летающий танк" Ил-2. При создании музея не могли разыскать ни одного серийного экземпляра этого самолета, хотя в свое время их было создано 36 тыс. штук. В итоге пришлось довольствоваться "летающим танком", найденным в болоте.
До последнего времени музей находился в собственности Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, и финансирования явно не хватало. В прошлом году распоряжением Правительства РФ весь музейный фонд передали "вверх по инстанции" - командованию ВВС, и появилась надежда, что ситуация наладится. "К нам повернулись лицом, - говорит замначальника музея Валерий Зайцев. - При том, что отдельная статья финансирования не предусматривалась, начальник ГИУ ВВС генерал-лейтенант В. Л. Чечет сумел изыскать средства, благодаря которым мы начали ремонт помещений. Но мы пытаемся найти и другие источники. Например, есть идея привлечь банки, финансовую элиту, которой небезразлична наша авиация".
Топором по народному достоянию
СЕЙЧАС экскурсовод самого старшего, 11-го разряда получает 1700 руб. со всеми добавками. А ведь некоторые из этих отставников работают в музее 25 лет. Есть среди них герои и заслуженные летчики. Многие параллельно ведут научно-исследовательскую работу. "Самому молодому нашему экскурсоводу 68 лет, а средний возраст колеблется между 70 и 80 годами, - признается начальник музейного отдела Владимир Казашвили. - Люди уходят. Если за 2-3 года мы не пополним кадры, останется всего пара человек. Зовем к себе работать отставников, но они смеются: "Что за деньги вы предлагаете? Я на фирме за сутки дежурства вашу месячную зарплату заработаю".
Из-за отсутствия кадров возникает еще одна проблема - охрана музейных экспонатов. Значительная часть коллекции (а всего здесь собрано 173 летательных аппарата) находится на поле, под открытым небом. Эти машины по ночам охраняют лишь два человека. А откручивать гайки с самолетов и вертолетов пытаются часто. Бум охоты на цветные металлы вроде прошел, но "сборщики металлолома" не перевелись. "Раньше стоянку охраняли вооруженные часовые, - вспоминает Казашвили. - Теперь работают отставники-пенсионеры за 800 руб. в месяц". Тем не менее вандалов ловят. Один случай закончился возбуждением уголовного дела. 18-летнего парня застукали прямо внутри самолета Ан-24, когда он уже четыре сумки деталей и запчастей набрал. Признался, что на продажу - нищета довела. Сейчас дело собираются закрыть: не хотят молодому человеку жизнь калечить. "Но больше никому поблажки не будет, - грозятся сотрудники музея. - А ведь до того доходит, что прямо топором обшивку самолетов рубят. Проводов на копейки наберут, а ущерба - на тысячи рублей!"
Смотрите также:
- К 2000 г. ПОДЛЕЖАТ СПИСАНИЮ 230 САМОЛЕТОВ ТУ-154Б (81% АВИАПАРКА). Декабрьские авиакатастрофы →
- ПОД ЗЕМЛЕЙ ОТ НАРОДА НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ... →
- Как сбили самолет Фрэнсиса Пауэрса? →